Недавно под Екатеринбургом открылась новейшая лаборатория контроля качества молока. Здесь его образцы за секунды проверяют по 13 показателям, начиная с жирности и содержания белка до характеристик, отражающих состояние здоровья животного. Вот только к качеству молока как товарного продукта эти исследования имеют весьма опосредованное отношение. Всесторонний анализ необходим не для выбраковки некондиционного или фальсифицированного напитка, а для определения селекционной ценности конкретной коровы.
Подтверждать идеальные характеристики производимого породистой буренкой молока ее владельцы обязаны как минимум трижды в месяц. Результаты этих исследований вместе с данными о чистоте генов до третьего колена являются основой племенного статуса животного. На протяжении всей жизни коровы они будут собираться и храниться в специальном банке данных.
— Это позволит сформировать в регионе оптимально эффективное племенное стадо и в итоге создать идеальную для Урала породу коров, — пояснила «РГ» цель исследований исполнительный директор НП «Союз животноводов Урала» Елена Стафеева.
Взболтать, но не смешивать
На фоне массивного прибора-анализатора, занимающего большую часть помещения лаборатории, пробирки с образцами молока выглядят цыплятами. Помещенная в них жидкость по цвету больше напоминает ряженку, чем парное молоко. Желтизну свежему продукту придает консервант, который добавляют в каждую пробирку.
Контрольная дойка — процесс особый. Насколько бы ни была автоматизирована ферма, пробу для теста всегда сцеживают вручную, чтобы струйка попала непосредственно в пробирку. Из ведра, а уж тем более общей цистерны набирать молоко для анализа запрещено, процесс исключительно индивидуальный.
На протяжении всей жизни коровы результаты исследований будут собираться и храниться в специальном банке данных
Консервант, который может быть даже синего цвета, добавляют, понятно, не для красоты. Без него молоко по дороге с фермы в лабораторию может свернуться, и тогда проба окажется бесполезной. Поэтому-то чем ближе лаборатория к хозяйствам, с которыми работает, тем больше шансов получить реальную картину качества племенного стада.
При нас несколько коробок с образцами молока своих буренок привезли на исследование специалисты Новопышминского хозяйства. В сотнях пробирок бултыхались пробы с утренней дойки. На каждой маркером выведен номер, под которым в племенном реестре числится корова черно-пестрой или голштинской породы.
На конвейерной ленте один щуп взбалтывает молоко, чтобы не было слоя сливок, второй щуп-пипетка берет пробу, и уже через секунду на мониторе появляются результаты исследования. Они в онлайн-режиме отправляются на компьютер хозяйства и дублируются для всероссийской базы данных.
Затраты не для галочки
Для сельхозпредприятий, имеющих племенное стадо, контрольная процедура — дело затратное, но необходимое. Исследование каждой пробы обходится в среднем в 25 рублей, в итоге одна пробирка стоит как пол-литра молока в магазине. Цифру можно смело умножать на сто или даже тысячу, ведь за племенной ценностью животных чаще всего следят средние и крупные хозяйства, где большое стадо. Экономить на этом нельзя. Во-первых, обязательное исследование качества молока для сельхозпроизводителей, занимающихся селекцией, предусмотрено законом о племенной работе. Без этих данных невозможно подтвердить особый статус предприятия, а следовательно, и рассчитывать на господдержку.
В Свердловской области самое крупное в УрФО стадо племенных коров
Во-вторых, контроль дает возможность продуманного отбора наиболее перспективных буренок, что со временем скажется на продуктивности всего стада. По оценке экспертов, серьезный селекционный подход повышает ее на 10−12 процентов.
— К нам приходят не за формальной справкой для отчетности перед контролирующим органом. Хозяйства хотят получить достоверные данные о здоровье и продуктивности каждого животного, повысить эффективность племенной работы в хозяйстве и в итоге успешно развивать бизнес, — пояснил «РГ» Роман Павленко, генеральный директор предприятия «Агроплем», запустившего новую лабораторию.
Большое племя
В Свердловской области сейчас самое крупное в Уральском федеральном округе стадо племенных коров. По данным Союза животноводов Урала, в регионе 55 тысяч породистых животных, в основном черно-пестрые и голштинки, у соседей в Челябинской и Тюменской областях в сумме столько же. По количеству хозяйств, занимающихся селекционной работой, Свердловская область также в лидерах: 40 сельхозпредприятий имеют собственное племенное стадо, 13 являются племзаводами. А главная мечта уральских животноводов, по словам Елены Стафеевой, «создать идеальную корову, которая бы в наших климатических условиях долго жила, давала много питательного молока, ежегодное потомство».
Понятно, что при таком размахе недавно открывшаяся лаборатория далеко не единственная в регионе. Самое первое исследовательское оборудование для контроля качества молока для селекционной работы появилось в Уралплемцентре. Затем спецлабораторию открыли в «молочной провинции» региона — в Ирбитском районе. До недавнего времени пробы изучали и в Уральском научно-исследовательском ветеринарном институте УрО РАН.
Так что уральское стадо элитных коров под серьезным присмотром. А увеличение конкуренции в этой сфере самих сельхозпроизводителей не огорчает — наоборот, они ищут возможность не столько сэкономить на контрольных процедурах, сколько получить максимальный эффект. Один из факторов — большое расстояние до лаборатории — уже исключен. Второй немаловажный момент — возможность получать не голые цифры, а целый комплекс услуг.
— Хотелось бы, чтобы лаборатории работали по принципу единого окна, как МФЦ, но со своей спецификой. Когда мы не только получаем результаты исследований проб молока, но и компетентные рекомендации по системе кормления животных, технологиям выращивания кормов, контролю состояния почв
и т. д. , то есть целый пакет услуг, — поделился ожиданиями от сотрудничества с учеными исполнительный директор народного предприятия «Искра» Александр Попков.
Между тем
Ученые Уральского государственного аграрного университета выявят гены, отвечающие за воспроизводство крупного рогатого скота. Российский научный фонд выделил на это грант в размере 18 миллионов рублей. За три года в вузе проведут генетические исследования и скрининг более 1200 коров и определят мутации, ответственные за бесплодие животных.- Это очень актуальная проблема. В среднем по России почти каждая вторая корова не дает приплода ежегодно. Широкое использование ограниченного числа элитных производителей для искусственного осеменения повышает молочную продуктивность животных, но в то же время сопряжено с риском распространения генетических изменений, — пояснила Ольга Быкова, профессор кафедры биотехнологии и пищевых продуктов УрГАУ. Улучшенный генетический потенциал животных позволит повысить их репродуктивную способность и увеличить численность племенного стада.