В связи с ростом производства молока будут увеличиваться объемы его переработки и расти потребление молочных продуктов, в частности сыра и сливочного масла. Об этом заявил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов, его слова приводятся в сообщении финансовой организации.
По расчетам Национального союза производителей молока (Союзмолоко), производство товарного молока в России в 2023 году может вырасти по сравнению с 2022-м на 3%, до 25,5 млн тонн.
По мнению аналитиков Россельхозбанка, с ростом производства молока вырастет потребление продуктов переработки: сыра и сливочного масла. По расчетам экспертов, потребление сыра увеличится с текущих 7 кг на душу населения до 7,21 кг, сливочного масла — с 2,8 кг до 2,9 кг на человека по итогам 2023 года. А с учетом того, что активно наращивается производство, в ближайшие годы потребление сливочного масла может достичь 3 кг на душу населения.
«Ключом к новому балансу на рынке может стать рост объемов переработки молока в продукты с более длительным сроком годности: сухое молоко, сыры, сливочное масло. Фермерские продукты — это динамично растущий сегмент рынка. Свежее натуральное молоко, сметана, творог или крафтовые сыры сейчас востребованы, и люди готовы за них платить. Более того, определенный интерес представляют гибридные хозяйства: например, ферма с опцией агротуризма или ферма и ресторан с едой из продуктов местного производства. В среднесрочной перспективе (1−2 года) прогнозы вполне неплохие», — прокомментировал Андрей Дальнов.
Отмечается, что в структуре экспорта российских молочных товаров за 2022 год доля сыров составила около 32%. За 10 лет (с 2012 года) объем экспорта сыра вырос в 2,5 раза. Более половины экспортных поставок (в натуральном объеме) идет в Казахстан, около 13% - в Белоруссию и 10% - в Узбекистан (экспорт в эту страну вырос за год на 33,7%). Всего Россия поставляет сыры более чем в 35 стран, в том числе в такие страны дальнего зарубежья, как Китай и Монголия.
В России главным трендом 2023 года в производстве мороженого станет увеличение выпуска этой продукции в низких ценовых сегментах. Об этом рассказала заместитель гендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина во время онлайн-презентации рейтинга крупнейших производителей мороженого РФ.
«Чтобы произвести в 2023 году мороженого не меньше, чем в 2022 году, нужно учитывать тренды, которые сложились на рынке. Одним из главных трендов 2023 года, думаю, будет увеличение производства мороженого в низких ценовых сегментах. Это, возможно, использование мороженого молочного, сливочного, мороженого с заменителями молочного жира. В последнее время достаточно серьезный рост показывает также такая категория, как десерты с плодами и ягодами: щербет и фруктовые льды», — рассказала она.
Так, по итогам прошлого года в стране было произведено 468 тыс. тонн мороженого, что ниже показателей 2021 года, когда выпустили 527 тыс. тонн этого десерта.
В Союзе мороженщиков прогнозируют сокращение дистрибьюторского звена при поставках продукции в сети. «Будет сокращаться доля дистрибьюторов и увеличиваться представленность в торговых сетях, что также повысит объемы продаваемой продукции», — добавила Наталья Уткина.
Еще одним трендом 2023 года эксперты называют развитие онлайн-каналов продаж. «Это тоже очень важно. Мы видим, как это направление развивается. В нашем сегменте пока достаточно медленно, но тем не менее каждый производитель рассматривает для себя продажу продукции онлайн», — подчеркнула представитель союза.
Сейчас в России доля продаж мороженого в онлайн-канале составляет всего 6%. Среди отечественных производителей мороженого таким каналом активно пользуется «Чистая линия», которая около 10% от всех продаж по Москве и области осуществляет онлайн.