Международные санкции и сокращение расходов на рекламу не изменили расклад сил в молочной индустрии РФ, но привели к тому, что отечественные компании в 2022 году ускорили темпы роста — до 15% в среднем по рынку для 30 крупнейших, свидетельствует рейтинг крупнейших переработчиков молока, представленный Национальным союзом производителей молока («Союзмолоком»), информагентством Milknews и консалтинговой компанией Streda Consulting.
«Санкционные ограничения и отказ от маркетинговой активности глобально не изменили расклад сил в молочной индустрии, но привели к тому, что российские компании ускорили темпы роста — до 15% в среднем по рынку», — говорится там. Лидерство в индустрии сохранила компания Danone с выручкой в 126,9 миллиарда рублей, однако прирост за год составил всего 3,4%. На втором месте по-прежнему компания PepsiCo («Вимм-билль-данн») с выручкой в 117,2 миллиарда рублей (плюс 8,7%), на третьем — ГК «Молвест» с выручкой в 45,2 миллиарда рублей и темпами роста уже в 17,4%.
Холдинг «Комос групп» сместился на четвертое место: ему удалось увеличить выручку на 25,2%, до 39,9 миллиарда рублей, и обогнать ГК «Ренна» с показателем в 38,8 миллиарда (плюс 7,2%). А лидером по темпам роста в 2022 году стала ГК «ЭкоНива», которая увеличила выручку на 79,4%, до 11,9 миллиарда рублей, и вошла в рейтинг сразу на 20-е место.
«Благодаря тому, что в прошлом году удалось компенсировать резкий рост себестоимости производства, целый ряд компаний смог прирасти более чем на 35−40%. При этом основными бенефициарами стали компании второй и третьей десятки с традиционным цельномолочным ассортиментом», — комментирует гендиректор «Союзмолока» Артем Белов.
Намеченный запуск крупных инвестпроектов также укрепил позиции Юговского комбината молочных продуктов (выручка 31,9 миллиарда рублей, плюс 35%), «Лебедяньмолока» (выручка 9,6 миллиарда рублей, плюс 35,1%), «Брянского МК» (выручка 10,1 миллиарда рублей, плюс 53,1%), ГК «Фудлэнд» (выручка 30,7 миллиарда рублей, плюс 8,5%) и других компаний.
«Доля топ-30 игроков на рынке сохранилась на уровне около 50%, и, несмотря на инфляцию в 19%, совокупный оборот топ-30 игроков вырос только на 15%, поскольку на фоне слабого потребительского спроса далеко не всем компаниям удалось вырасти вместе с рынком и добиться сопоставимых темпов роста», — подвел итоги гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев.