Четыре агрокомпании Союзного государства, которые стоит посетить.

- Реклама -
Подписка на журнал «Переработка молока»

Промышленный туризм в Союзном государстве набирает обороты. Уже не менее 2000 предприятий во всех отраслях промышленности готовы провести экскурсии по своим цехам.

Сегодня мы пройдемся по четырем производителям союзной молочки.

РОССИЯ

ГРУППА КОМПАНИЙ «ЭКОНИВА»

Свое путешествие мы начнем именно с «ЭкоНивы» по двум причинам. Во-первых, это крупнейший не только в России, но и в Европе производитель сырого молока. Общая площадь его угодий составляет 632 400 гектаров в 13 регионах страны, а численность коров на фермах составляет 248 600 голов.

Во-вторых, «ЭкоНива» была одним из пионеров агропромышленного туризма в России: экскурсантов на свои площади она пустила еще в 2013 году.

Экскурсия начинается со знакомства с самыми юными, от 0 до 3 месяцев, телятами. Здесь, в яслях (в прямом смысле) дети и взрослые могут покормить малышей из бутылочки, поподробнее узнать об их рационе.

Следом путь идет в «детский сад», где под навесами проживают телята постарше. Причем проживают обязательно четным количеством. Хотите узнать почему? Вот там вам и расскажут. Еще расскажут и покажут, как работает система «хэдлок», позволяющая молодняку, а затем — и взрослому скоту относительно свободно перемещаться по коровнику

Во дворах со взрослыми коровами посетители увидят, как ухаживают за коровами, как работает коровий диетолог и узнают секреты «педикюра» рогов и копыт.

Но, конечно, главным объектом экскурсии является доильный зал. Экскурсантам покажут, как работает бесстрессовая доильная система «Карусель», на которой одновременно могут отдавать свое молоко 72 коровы. Это поистине удивительное зрелище, когда животные сами, когда пожелают, заходят на платформу, стоят положенное время и сами, сойдя, отправляются в свое стойло.

Завершается экскурсия мастер-классом, на котором посетители раскрасят собственную сувенирную коровку и научатся делать молочные коктейли. И, конечно, как можно обойтись без дегустации продукции «ЭкоНивы»?

Продолжительность экскурсии — около 2 часов. Проводятся ежедневно, три раза в сутки. Записаться можно по телефонам, приведенным на сайте группы компаний.

ФЕРМА И СЫРОВАРНЯ «МИЛАША»

Конечно, по масштабам «Милаша», что в деревне Градовщина Иркутской области, сильно уступает «ЭкоНиве». Тут и животных поменьше, всего 50 голов, да и сами эти «головы» помельче, поскольку принадлежат не коровам, а козам нубийской и альпийской пород. Но предприятие берет другим: неповторимым духом настоящего семейного предприятия, на котором совместно трудятся три поколения еще в относительно недавнем прошлом городских жителей.

В 2011 году представительница старшего поколения семьи Россовых, Оксана Александровна, сбежала от суеты мегаполиса в деревенскую глубинку. Вскоре родственники подарили ей двух коз, с которых и началась история хозяйства. Сегодня в Градовщину перебрались уже все представители семейства. «Туристов» начали пускать в ковидном 2020 году, сейчас же «Милаша» входит в ТОП-10 лучших проектов промышленного туризма России.

Экскурсантам предлагаются две программы: для взрослых «Сырная гастрономия» и для школьников — «Вкусняши от «Милаши». Продолжительность каждой — два с половиной часа.

Гости «Сырной гастрономии», после знакомства с козами, отправляются на сырную дегустацию. После этого «туристы» и хозяева фермы вместе готовят горячие блюда и салаты, а в процессе беседуют о приготовлении сыров, коих на «Милашке» производят 37 видов.

«Вкусняши от «Милаши» так же начинаются с козьих загонов. А дальше дети не только пробуют разные сыры, но и готовят их своими руками. Но у «Вкусняшей» есть еще одна важная задача: познакомить городских детей с сельским бытом, показать его особую прелесть и убедить детей в том, что, если такая жизнь их влечет, в переезде в деревню нет ничего страшного или позорного. Что жить надо там, где комфортно, а заниматься тем, что интересно.

Экскурсии проводятся по выходным дням. Записаться можно на сайте или по телефону. Из Иркутска до фермы добираются на автобусе или на такси.

БЕЛАРУСЬ

«БАБУШКИНА КРЫНКА»

Холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» — один из лидеров белорусской молочки. Предприятие ведет свою историю от открытого в 1979 году советского агропромышленного гиганта — Могилевского молочного комбината. Сегодня холдинг перерабатывает от шестисот до семисот тонн молока в сутки, из которых производит более трехсот видов продукции: молоко, кефир, сметану, творог, йогурты, сыры и, конечно, потрясающе вкусное могилевское мороженое, давно уже ставшее одним из символов Могилева. Продукцию «Бабушкиной крынки» хорошо знают и ценят кроме собственно Беларуси и России более чем в двух десятках стран мира, от Алжира и Ливана до Китая и Бангладеш.

Промышленные туристы посещают предприятия «Крынки» уже не первый год. Особенно популярны длящиеся около часа экскурсии среди школьников. И это понятно, ведь кроме собственно похода по цехам здесь можно почти объестся мороженым, которое готовят у тебя прямо на глазах.

Все члены экскурсионной группы облачаются в спецодежду и проходят тщательную дезинфекцию.

В конце экскурсии ее участников ждет обильная дегустация. А еще каждый гость получает подарочный набор с молочными вкусностями.

Записаться на экскурсию можно на сайте комбината или по телефону.

ТУРОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ

Предприятие из Гомельской области совсем юное, в этом году ему исполнилось пятнадцать лет. Компенсируется это тем, что открыто оно в одном из самых древних городов Республики — Турове.

Туровский комбинат — один из мощнейших в стране, ежегодно в его цехах перерабатывается более 250 тысяч тонн молока. Основная продукция — сыры, как мягкие, так и твердые. Здесь делают моцареллу, рикотту, крем-чиз, маскарпоне, проволето, скаморце и другие сорта под марками Bonfesto и Bonfesto Cooking. Причем более восьмидесяти процентов уходят на экспорт.

Впервые туровские цеха открылись для промышленного туризма в 2014 году. В прошлом году комбинат посетили 9250 человек, включая 1100 россиян.

Сегодня стандартная экскурсионная программа занимает примерно полтора часа, за которые экскурсантов проводят по специальной галерее с большими окнами. Через них можно воочию понаблюдать за тем, как делают сыры под рассказ экскурсовода об истории завода и о секретах сыроделия. Больше всего посетителей привлекает процесс формовки сыра: зрелище текущей в охладительные ванны сырной массы поистине завораживает.

И завершается все дегустацией, на которой можно не только попробовать разные виды сыров, но и узнать, как их положено есть и как готовить с ними вкусные блюда.

После дегустации можно посетить фирменный магазин и кафе Bonfesto.

Записаться на экскурсию можно через сайт комбината или по телефону, либо через турагентство. От Минска до Турова примерно двести километров, преодолеть которые можно на автобусе, такси или на личном автомобиле. Если вы сделаете заказ через агентство — будет организован комфортабельный трансфер.

КСТАТИ

На долю Беларуси приходится шесть процентов мирового экспорта молока. Республика занимает второе место в мире по экспорту сгущенки (на первом — Новая Зеландия, на третьем — Россия). По экспорту сливочного масла Синеокая твердо держит третье место, по экспорту сыра — четвертое и пятое — по экспорту сухого обезжиренного молока.