В России 26 апреля аккредитован первый орган по сертификации продукции по стандартам Халяль, рассказали «РГ» в Росаккредитации. Кроме того, с 1 марта заработал первый ГОСТ на халяльную продукцию. Еще один вступит в силу 1 июня. Все это позволит увеличить поставки российской продукции на внешние рынки в 2,5 раза.
Перспективы этого рынка как внутри России, так и на мировом рынке огромны, уверены эксперты. Мусульман в мире 25 процентов, а через десятки лет их доля может вырасти до 35 процентов, отмечают в федеральном центре «Агроэкспорт» при Минсельхозе.
Да и в России живут 14−20 миллионов мусульман, и численность их растет. По экспертным прогнозам, к 2025 году доля продуктов питания «Халяль» будет составлять не менее 20 процентов от всей произведенной в мире продукции, а к 2030 году может достичь 25 процентов.
Но проблема в том, что у каждой мусульманской страны свои стандарты халяль. В разных течениях ислама тоже свои подходы к определению категории халяль-продукции. Например, есть разница в том, каким способом оглушать животное перед убоем, допускается ли автоматический убой или только ручной — таких технических тонкостей очень много, рассказывает президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Даже на внутреннем рынке сложно разобрать, на самом деле халяльную курицу покупаешь в магазине или нет.
Сейчас в России порядка 40 систем добровольной сертификации, и между ними нет единой системы и гаранта-контролера, который сможет сказать, что действительно все они соответствуют высоким требованиям халяль и контролируются, говорит руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник. И только теперь, по сути, выстраивается единая национальная система работы с халялем — через ГОСТы, государственную сертификацию продукции, аккредитацию этих органов сертификации и даже подготовку соответствующих специалистов.
А своеобразными путеводителями в этой системе должны стать Центры компетенций. Вся эта работа приведет к увеличению объема поставок российской халяльной продукции как минимум в 2,5 раза, оценивал глава Роскачества Максим Протасов.
По данным Россельхознадзора, экспорт халяльной продукции из России в 2022 году вырос почти на 50 процентов — к концу прошлого года он превысил 129 тысяч тонн. Основными халяльными товарами, поставленными на экспорт (более 90 процентов), стали птица и субпродукты. Помимо мяса, Россия поставляет на внешние рынки также халяльную кондитерскую и молочную продукцию.
По словам Альберта Давлеева, сейчас российская халяльная птица занимает второе место по объемам поставок на Ближнем Востоке, уступая только Бразилии. А по поставкам мяса индейки у нас первое место в Саудовской Аравии и ОАЭ. Россия активно осваивает рынки Кувейта, Катара, Бахрейна, Омана. Большие надежды есть на египетский рынок. С этого года начинается программа продвижения в страны Юго-Восточной Азии — Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур, Брунейн.
Если российское халяльное мясо уже завоевало полки многих восточных стран, экспорт молочной продукции пока небольшой и не превышает 1−2 процентов от общего объема рынка, говорит генеральный директор Союзмолока Артем Белов. Это связано с тем, что на внешних рынках торгуются в основном ингредиенты, биржевые товары, которые традиционно не имеют сертификатов.
Готовая молочная продукция с сертификатами халяль поставляется в страны СНГ, но объемы здесь также небольшие. В то же время страны Ближнего Востока и Северной Африки становятся для России сегодня одним из самых приоритетных регионов для поставок молочных продуктов. Работа по продвижению продукции халяль требует больших инвестиций и затрат, но у российских компаний уже есть опыт работы с этой категорией. К тому же есть финансовая поддержка со стороны государства — в виде компенсации на сертификацию продукции на внешних рынках (от 50 процентов до 90 процентов). Обсуждается вопрос дополнительного субсидирования логистических затрат. Это также будет способствовать наращиванию поставок, в том числе халяльной продукции, говорит Белов.