Производство молочной продукции в России растет медленнее спроса на нее, что приводит к повышению цен. Для защиты внутреннего рынка власти даже начали говорить о возможном запрете экспорта, однако эксперты рассказали Forbes, что источник проблемы не в том, что значительные объемы вывозятся за рубеж, а в нехватке молочного жира — важного компонента для производства сыра, масла и других востребованных продуктов
Государство может рассмотреть меры по ограничению экспорта продовольствия, в частности молочной продукции, если возникнет риск для стабильности внутреннего рынка, заявил вице-премьер Дмитрий Патрушев на съезде Союза производителей молока («Союзмолоко»). Однако спрос растет быстрее, чем производство, подчеркивает руководитель ГК «Континентал» и собственник проекта DairyNews Сергей Блюма. «Особенностью 2024 года стало превышение темпов роста спроса (+3%) над увеличением производства молока-сырья (+2), поэтому разница дополнительно обеспечивается поставками из дружественных стран», — указывает гендиректор отраслевой организации «Союзмолоко» Артем Белов.
Но только объемами производства сырого молока проблема не ограничивается: по словам собеседников Forbes, в еще большем дефиците оказался молочный жир, из-за чего ускоренными темпами дорожают готовые продукты, например сливочное масло.
Дефицит в квадрате
Есть две причины, по которым молочный жир в России оказался в дефиците. Первая — в отставании производства сырого молока от спроса по объемам, а вторая — содержание в сырье жира и белка часто ниже необходимого, говорят опрошенные Forbes эксперты.
Производство товарного молока в России ежегодно увеличивается, говорит гендиректор «Союзмолока» Артем Белов. Продажи молока в 2024 году составили 56 200 т, что на 1800 т больше, чем в предыдущем году, что говорит о развитии отрасли, обращает внимание директор по развитию АПК и пищевой промышленности «Рексофт» Анастасия Вяликова. «Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий в России в 2024 году, по данным Росстата, снизилось на 4,1%, — говорит Блюма из ГК „Континентал“. — По данным Минсельхоза, в сельхозпредприятиях поголовье снизилось на 2,2% и составило 2,52 млн коров. Динамика устойчиво отрицательная».
«Но спрос на молочную продукцию в России растет второй год подряд более высокими темпами, чем в предыдущие годы, — говорит Белов. — Основной его объем — около 85−86% — обеспечивается внутренним производством». И есть категории, по которым особенно заметна низкая самообеспеченность, добавляет Вяликова. «Особенно проседают показатели по сырам, сливочному маслу, сухому цельному молоку — самообеспеченность по данным категориям составляет 73−76%», — комментирует она. Спрос на такую продукцию растет, отмечают производители. Сыры остаются востребованной у покупателей категорией, говорит генеральный директор «Брянского сыродельного завода» Денис Федоричев. «Мы отмечаем рост спроса на высококачественные российские твердые и полутвердые сыры», — подтверждает представитель «ЭкоНивы».
Для производства этих продуктов нужен молочный жир, а его дефицит в России составляет 500 000 т в год.
«В России была своя специфика торговли молоком, нацеленная на вал (физический вес), а не на содержание сухого вещества, за жир в молоке свыше 4,2−4,4% вообще не доплачивали», — уточняет Блюма. По его словам, племенное животноводство в России последние 20−30 лет не было заточено на получение просто большего объема молока. «Самая массовая молочная порода коров — голштинская — дает высокий удой, но молоко зачастую не обладает большой жирностью (стандарт породы — 3,8−4% жира в молоке, в зависимости от страны), — рассказывает он. — В мире эту проблему решают или активным разведением специализированных пород, направленных не только на хороший удой, но и на большой жир и белок, к примеру джерсейская порода (жир свыше 5,9%), или разведением кроссов (то есть скрещиванием пород). Но в нашей стране есть законодательный пробел — племенное хозяйство, которое решит заниматься кроссами, тут же потеряет свой племенной статус. При разрешении этой проблемы отрасль получит развитие».
Запрет экспорта: защита или вред
По словам опрошенных экспертов, ограничения на экспорт могут быть введены для борьбы с ростом цен, однако подорожание молочной продукции не имеет прямой связи с объемами ее вывоза за рубеж.
Экспорт молочной продукции в 2024 году продемонстрировал 6%-ный рост в объемах (до 216 000 т) и 19% — в стоимостном выражении (до $ 438 млн). Заметнее всего растут категории сыров, мороженого, молока и сливок, уточняет Вяликова. «К 2030 году Россия планирует увеличить объемы экспорта с $ 438 млн до $ 731 млн, — напоминает она. — Этому способствуют растущее потребление молока в мире, ограничение производства в ЕС, Новой Зеландии и других странах, а также возможности для роста производства внутри страны».
Таким образом, запрет экспорта был бы крайне нежелательным сценарием, так как получение разрешений, аттестация предприятий и налаживание логистических путей и деловых связей требуют больших трудовых, временных и финансовых затрат, полагает Белов из «Союзмолока».
«Производители в большинстве случаев направляют на рынки третьих стран товары категории B2B — сухое молоко, сыворотку и так далее, — объясняет он. — Потребительские товары направляются в основном в страны СНГ, и по этим категориям никакого дефицита не наблюдается. Рисков возникновения нехватки тех или иных продуктов нет, а корректировка цен связана с растущей себестоимостью производства, а не дефицитом товарного молока».
«Все производители молочной продукции в России в первую очередь работают на внутренний рынок, именно для его стабильности экспорт необходим», — говорит представитель «ЭкоНивы».
По его словам, существует корреляция между ценами на молочные жиры как на товар внутреннего рынка и молочный белок как на товар экспортный. И чем выше цена на российское сухое обезжиренное молоко в мире, тем ниже может быть цена на молочный жир, то есть сливочное масло и сливки, внутри страны.
«Для переработчиков это оптимальные условия работы, обеспечивающие сохранение доходности производства, — уверен эксперт. — Именно поэтому закрытие экспорта молочной продукции может нарушить балансы по жиру и белку на внутреннем рынке». Отечественные компании только начали формировать определенный имидж за рубежом, даже прекращение поставок на полгода-год может разрушить то немногое, что уже получилось построить, считает гендиректор «Брянского сыродельного завода» Денис Федоричев: «И хотя тактически возможно краткосрочное снижение цен на внутреннем рынке, стратегически ограничения принесут больше проблем».
Почему же дорожает молочная продукция? Опрошенные участники рынка считают, что основная причина кроется в себестоимости производства и растущих издержках на переработку. По словам Белова из «Союзмолока», тенденция к росту себестоимости молока и молочных продуктов сохраняется. Ключевым фактором здесь, по его словам, остается рост затрат на производство сырья из-за подорожания отдельных компонентов кормовой базы, энергоресурсов, общей инфляции и системного повышения стоимости оплаты труда наемного персонала.
«В сегменте переработки также растет себестоимость по всем ключевым статьям затрат, главным образом по основной статье — приобретение сырого молока, — продолжает он. — В ноябре 2024 года, по предварительным оценкам, рост себестоимости сырого молока в годовом выражении составил 9%, готовой молочной продукции — в среднем около 22%».
С августа-сентября 2024 года до сегодняшнего дня сырое молоко подорожало на 10 рублей за литр, это около 30%, добавляет Федоричев. И предпосылок к возврату цен на молочную продукцию на прежние уровни точно нет, говорит Блюма.
«Издержки производства увеличиваются ежемесячно, и последнее время особую роль в этом играют растущие зарплаты, цены на зерно, стоимость кредитных и лизинговых ресурсов», — заключает он.