В январе-ноябре 2024 года Россия увеличила на 20% поставки молочной продукции на зарубежные рынки по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. По оценкам экспертов, объем экспорта превысил 370 млн долл. Более 30% выручки пришлось на сыры и творог, 22% - кисломолочные продукты, 14% - мороженое, 11% - сухое молоко, 9% - молоко и сливки, 6% - сухую молочную сыворотку.
В физическом выражении за 11 месяцев российские компании экспортировали 31 тыс. тонн молока и сливок, что на 9% больше января-ноября 2023 года. Поставки сыров и творога выросли на 23%, до 27 тыс. тонн, сухого молока — на 31%, до 18 тыс. тонн, мороженого — на 11%, до 14 тыс. тонн.
Крупнейшие покупатели российской молочной продукции — Казахстан, Беларусь и Узбекистан.
«Ключевыми покупателями российской молочной продукции традиционно являются государства постсоветского пространства, — комментирует генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. — В эти страны, где наша страна имеет прочные позиции и свой узнаваемый бренд, мы экспортируем и питьевое молоко, и кисломолочные продукты, и творог, и сыры и продукты по его технологии».
В то же время по итогам января-ноября в топ-5 крупнейших покупателей российской молочной продукции впервые вошел Китай. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года экспорт в эту страну вырос на 70% и достиг 16 млн долл. В том числе стоимостной объем продаж сухого молока в КНР увеличился в 2 раза, сыров и творога — в 12 раз, мороженого — на 58%, молока и сливок — более чем в 3 раза. Основными поставляемыми товарами в страны дальнего зарубежья остается биржевая группа — сухое обезжиренное и цельное молоко, сухая сыворотка, отмечает Артем Белов:
«Их экспорт за первые 9 месяцев года вырос на 26%, 67% и 11% соответственно. Россия в 2024 году продолжила наращивать поставки в Китай, Алжир, Египет, Саудовскую Аравию и другие страны».
Экспорт АО «Милком» («Комос Групп») в 2024 году должен достичь 10 тыс. тонн готовой продукции, что в денежном эквиваленте составит порядка 700 млн рублей. В текущем году компании пришлось столкнуться с характерной для отрасли проблемой нехватки жиров, в результате чего производитель оперативно сконцентрировался на своих обязательствах перед основным потребителем на внутреннем рынке. Тем не менее запланированные 20% роста экспорта удалось сохранить.
«Основными драйверами увеличения экспорта в этом году остаются страны СНГ, которые уже успели полюбить молочную продукцию под нашими основными брендами „Село Зеленое“ и „Топтыжка“. Постоянный спрос и широкий ассортимент этих стран по-прежнему продолжают формировать основную статью нашего экспорта», — рассказывает исполнительный директор ООО «Комос Групп» Кирилл Чечин.
Он отметил хорошие результаты работы представительства компании в Шанхае, которое смогло вывести поставки в КНР на второе место среди зарубежных стран. «Мы значительно нарастили экспорт сухой молочной сыворотки в Поднебесную и достигли торгового баланса (экспорт/импорт), используя валютную выручку для импорта необходимого оборудования, упаковочных материалов и ингредиентов», — поделился исполнительный директор ООО «Комос Групп». Также в текущем году компания возобновила поставки молочной продукции в ОАЭ, Вьетнам и Азербайджан.
«Данные рынки давно нам знакомы, и мы очень рады, что идет постепенное возобновление контактов благодаря слаженной работе специалистов „Агроэкспорта“ и РЭЦ. В этом году были своевременно организованы выставки и бизнес-миссии в данные страны, именно в рамках данных мероприятий удалось заключить новые контракты», — подчеркивает Кирилл Чечин.
Согласно оценке Федерального центра «Агроэкспорт», к 2030 году российский экспорт молочной продукции может превысить 700 млн долл.
Как прогнозирует Союзмолоко, по итогам 2024 года общий объем экспорта молочной продукции из России может вырасти на 15%, в том числе за счет стран дальнего зарубежья.
«Мы рассчитываем, что в 2025 году эта тенденция будет сохранена», — сообщил Артем Белов. По его словам, ключевой задачей, стоящей на сегодняшний день перед отраслью, является поддержка производства сырого молока. Именно создание устойчивой сырьевой базы позволит России и дальше наращивать экспортные поставки.
Для «Комос Групп» основная задача на 2025 год — сохранить существующие темпы прироста объемов экспорта, в основном благодаря увеличению продаж в КНР, делится Кирилл Чечин:
«Мы делаем ставку на увеличение ассортимента реализуемой продукции за счет наших новинок и коллаборации с другими экспортерами из России. Также мы рассчитываем активно развивать рынки Узбекистана, Азербайджана и Киргизии. С этой целью мы уже провели работу по определению необходимых мер маркетинговой поддержки».