Лидеры отрасли продолжают наращивать переработку и усиливать влияние на молочный рынок страны

Совокупная выручка 30 ведущих переработчиков молока в 2024 году достигла 1,02 трлн руб., что соответствует примерно половине российского рынка молочной продукции. В сумме эти компании переработали свыше 20 млн т молока — более 60% общего объема, следует из ежегодного рейтинга крупнейших переработчиков, подготовленного «Союзмолоко», Streda Consulting и Milknews.

- Реклама -
Подписка на журнал «Переработка молока»

Как отметил генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев, результаты рейтинга за прошедший год подтверждают ускоренное развитие лидеров отрасли и продолжающуюся трансформацию рынка:

«Рынок становится все более структурированным, а рост выручки и объемов переработки сырья сосредоточен у амбициозных компаний, ориентированных на создание высокой добавленной стоимости для потребителя. Отрасль уверенно продолжает движение в сторону консолидации, повышения эффективности и более глубокой сегментации во всех категориях», — приводит его слова Milknews.

Лидером рейтинга осталась компания «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo) с выручкой свыше 152 млрд руб., в том числе за счет наращивания сыродельного производства. Второе место заняла Health & Nutrition (H&N, бывшая «Данон Россия») с результатом 141,8 млрд руб. Авторы исследования отмечают, что H&N показала рекордные для отрасли темпы роста: прирост выручки составил 25,2 млрд руб. (21,6%), объемов переработки — 14,7%.

«В прошлом году мы показали достойные результаты, и это не случайность, а показатель системной работы: инвестиций в модернизацию, укрепления сырьевой базы, внимания к качеству и постоянного диалога с потребителем. Мы видим, как меняется спрос, и стараемся быть на шаг впереди. За цифрами рейтинга — труд тысяч наших сотрудников и стремление сформировать в России культуру осознанного потребления качественных молочных продуктов», — отметил председатель совета директоров H&N Руслан Алисултанов.

Третью позицию заняла Hochland Russland с выручкой 54 млрд руб. Компания демонстрирует устойчивый рост, в том числе благодаря активному развитию сегмента HoReCa. По сравнению с прошлым годом она поднялась на одну строчку. Четвертым стал «Комос Групп» с выручкой 53,7 млрд руб. (плюс 17,2%), опустившись на одну позицию. Замыкает пятерку ГК «Ренна» с результатом 51,3 млрд руб. (рост на 18,5%), которая, наоборот, поднялась в рейтинге на одну строчку.

Среди участников списка особенно высокие темпы роста — свыше 30% за год — продемонстрировали лидеры в производстве цельномолочной продукции: ГК «Руслакто» (плюс 38,2%, до 13 млрд руб., 30-е место), «Лебедяньмолоко» (плюс 30,5%, до 13,7 млрд руб., 29-е место), Брянский молочный комбинат (плюс 35,5%, до 16 млрд руб., 22-е место), «ЭкоНива» (плюс 31,5%, до 28,4 млрд руб., 11-е место) и «Ростагрокомплекс» (плюс 31%, до 22,3 млрд руб., 14-е место).

«Впервые попав в рейтинг крупнейших переработчиков в 2023 году, „ЭкоНива“ год за годом улучшает свой результат», — отметил заместитель гендиректора по продажам и маркетингу компании «ЭкоНива-Продукты питания» Алексей Масленников. — «Наша стратегическая цель — войти в десятку лидеров. Для этого планируем повышать операционную эффективность перерабатывающих предприятий, входящих в состав группы, и работать над развитием ассортимента в соответствии с запросами рынка и потребителей».

Генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов подчеркнул, что в условиях слабой внешней конъюнктуры и ограниченных экспортных возможностей драйвером роста остается внутренний спрос. По его словам, успеха добиваются компании, которые оперативно реагируют на изменение потребительских предпочтений, внедряют новые технологии и инвестируют в развитие. «Будущее за компаниями, которые смогут предлагать рынку не просто молоко, а ценностные продукты, соответствующие новым потребительским привычкам», — считает он.