Чем опасна для потребителей фальсификация молочной продукции пальмовым маслом? При нагревании пальмового масла могут образовываться токсичные соединения, попадание которых в организм человека чревато нежелательными изменениями в ДНК, также они могут стать причиной онкологических заболеваний. Об этом рассказал в интервью «Ветеринарии и жизни» Леонид Киш, директор Всероссийского государственного Центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (ФГБУ «ВГНКИ» Россельхознадзора). Спикер прокомментировал проблему фальсификации молочной продукции пальмовым маслом.
«Возьмем молочную продукцию. Зачастую недобросовестные производители молочной продукции пытаются заменить молочный жир в сливках, сыре, сгущенке самым дешевым пальмовым маслом. Конечно, это фальсификация. Помимо обмана потребителя здесь кроется и большая опасность для его здоровья. Дело в том, что при нагревании пальмового масла образуется 3-МХПД (монохлорпропандиол) и глицидол — это низкомолекулярные соединения, производные глицерина, которые являются загрязняющими токсичными и канцерогенными веществами», — рассказал Леонид Киш.
Причем такого рода фальсификации эксперты ВГНКИ выявляют не только в молочной, но и в кондитерской продукции. Например, какао-масло заменяют пальмовым. «В рамках научно-исследовательской работы мы проанализировали образцы пищевой продукции, отобранные в торговых точках. В итоге были выявлены высокие концентрации 3-МХПД и глицидола в вафлях, мороженом, сырниках и картофельных чипсах», — сообщил директор ВГНКИ.
Леонид Киш пояснил, что 3-МХПД — нейротоксичное соединение, которое может оказывать тератогенное действие, то есть спровоцировать аномалии развития. Также оно опасно для мочеполовой системы, может привести к эпителиальной гиперплазии и почечной недостаточности. Спикер отметил, что Международное агентство по изучению рака отнесло 3-МХПД к группе 2B — это значит, что оно обладает возможным канцерогенным действием.
Другое соединение — глицидол — также нейротоксично, и его характеризуют как «канцероген с высокой долей вероятности». «Вещество повреждает структуру ДНК клетки, это приводит к мутациям, которые могут передаваться потомкам. По данным Европейского агентства по безопасности продуктов питания (EFSA), употребление блюд, содержащих 3-МХПД и глицидиловые эфиры, особенно опасно для здоровья детей и подростков», — акцентировал собеседник «ВиЖ».
Специалисты ФГБУ «ВГНКИ» по пищевой безопасности выяснили, что больше всего этих соединений человек получает из кондитерских изделий и маргарина, а также из картофеля фри и чипсов. Ученые «ВГНКИ» разработали методику определения 3-МХПД и глицидола в жиросодержащей пищевой продукции.
Напомним, что в июне председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил ввести уголовную ответственность за фальсификацию пищевой продукции пальмовым маслом.
«Мы должны сделать всё, чтобы защитить здоровье наших людей. Возьмите мороженое, конфеты, йогурты, масло, всё то, что должно содержать молоко, а содержит пальмовое масло. Это фальсификат. Вред для здоровья», — сказал Вячеслав Володин.
Также, в сыре до 30% от общего содержания жира составляет говяжий жир. Такие факты фальсификации молочной продукции фиксируют специалисты Всероссийского государственного Центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (ФГБУ «ВГНКИ» Россельхознадзора). Для выявления такого обмана потребителей специалисты ВГНКИ разрабатывают собственную чувствительную методику. Об этом в интервью «Ветеринарии и жизни» рассказал директор ФГБУ «ВГНКИ» Леонид Киш.
«Мы активно мониторим молочную продукцию. Выявляли говяжий жир в сливочном масле, сгущенном молоке, сыре. В образцах сыра доля говяжьего жира доходила до 30% от общего содержания жира», — рассказал спикер.
Сейчас исследования проводятся по методике, которая разработана ФГАНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности». Вместе с тем специалисты ФГБУ «ВГНКИ» работают над созданием собственной более чувствительной методики для выявления говяжьего жира в молочной продукции. Новая методика будет обладать более низкими пределами обнаружения и детектирования в широком диапазоне концентраций, пояснил собеседник «ВиЖ».
Полную версию интервью Леонида Киша читайте на сайте «Ветеринария и жизнь».