ТО В ЖАР, ТО В ХОЛОД

«А мне уже и не жарко» — хочется сказать при виде нынешних цен на мороженое. Вернее, хотелось. После начала спецоперации российские мороженщики столкнулись с кучей проблем — поиск новых партнеров за рубежом, проблемы с доставкой и ремонтом оборудования… В итоге за 2022 год лакомство подорожало на 23% (данные Росстата). Казалось, ситуация постепенно стабилизировалась, проблемы остались позади, ледяная инфляция растаяла: за прошлый год мороженое подорожало всего на 4,8%…

- Реклама -
Подписка на журнал «Переработка молока»

Но российские СМИ снова охватил леденящий ужас. Как пугают сайты и телеграм-каналы со ссылкой на производителей (естественно, неназванных), себестоимость выпуска мороженого в России выросла на 15%. Это если говорить про обычное сливочное. Причина — рост цен на сырье, упаковку, доставку. А себестоимость производства шоколадного мороженого вроде как вообще взлетела в цене на 25%!

«Я БЫ НЕ СТАЛ ПУГАТЬ СЕРЬЕЗНЫМ РОСТОМ ЦЕН»

Правда ли себестоимость мороженого так сильно взлетела и что будет дальше с ценами в магазинах? Об этом мы в эфире радио «КП» поговорили с генеральным директором Национального союза производителей молока Артемом Беловым.

— Я бы не стал пугать наших читателей и слушателей серьезным ростом цены на мороженое, — с ходу обрадовал Белов. — Прошлый год был для индустрии очень хорошим. В 2023 году россияне потребили рекордное количество мороженого: более 3 кг на душу населения, в общей сложности более полумиллиона тонн. Этот сезон тоже ожидается достаточно жарким. С учетом этого мы можем поставить очередной рекорд потребления мороженого за весь постсоветский период.

Хотя 2023 год был для молочной индустрии непростым. Серьезно росла себестоимость как сырого молока, из которого делаются молочные продукты, так и переработки. Это было связано с ростом зарплат, стоимости услуг естественных монополий (имеется в виду электричество и железнодорожные перевозки, — Ред.), других основных составляющих себестоимости…

Однако в прошлом году рост цены на мороженое был примерно в два раза ниже, чем в среднем темпы продовольственной инфляции (по данным Росстата, продукты в 2023 году подорожали на 8,16%, — Ред.). В этом году я не ожидаю, что мороженое будет дорожать более высокими темпами, чем другие продукты питания и молочная категория.

Примечание KP.RU: по данным Росстата, с начала года продукты подорожали в среднем на 2,71%, а молочка — на 3,05%.

ДОСТУПНОЕ ЛАКОМСТВО

— Но есть еще и опасения, что подорожает именно шоколадное мороженое.

— Да, на отдельные категории мороженого оказывает влияние, в том числе, рост стоимости какао-бобов. За прошлый год они подорожали более чем в три раза.

Но шоколадное мороженое состоит не только из шоколада, там есть целый ряд других составляющих себестоимости. Что-то дорожает более высокими темпами, что-то — более низкими… Но в целом, еще раз говорю, ситуация для потребителя будет достаточно комфортная, мороженое останется доступным лакомством для россиян.

— Вы сказали, что спрос на мороженое у нас растет. А что с предложением? Ведь когда предложение отстает от спроса, тогда и цена повышается…

— Ну мы же все ходим в магазины. В России молочные полки магазинов — одни из самых «широких» в мире. Никакого дефицита, никаких проблем с доступностью молочных продуктов в принципе нет.

В последние годы реализован целый ряд крупных инвестиционных проектов, которые направлены на увеличение объема предложения мороженого. Стремясь удовлетворить возрастающий спрос, производители вкладывают достаточно серьезные инвестиции в развитие производственной базы. Мы регулярно составляем рейтинги производителей мороженого. В прошлом году компания, которая заняла первое место, увеличила объемы производства мороженого практически в полтора раза.

КСТАТИ

А что с экспортом?

— На протяжении последних лет мороженое традиционно является первой или второй позицией в экспорте российской молочной продукции. Оно пользуется популярностью в странах и ближнего, и дальнего зарубежья, — рассказывает Артем Белов. — Рынком № 1 для нас остается Казахстан, там очень любят российское мороженое. Также мы поставляем мороженое в Белоруссию, в страны Средней Азии. Китай — тоже интересный для нас сегмент. Если мне не изменяет память, на рынке Китая российские производители мороженого входят в топ-5 импортеров. И мы устойчиво наращиваем присутствие на этом рынке.