Мороженое Mars, Bounty и Twix в форме батончиков больше не будет продаваться в России. «СОЮЗ» выяснил, как отрасль справляется с задачей по импортозамещению и насколько российское и белорусское мороженое отвечает самым строгим стандартам качества продукции.
Основная причина отказа от выпуска батончиков — вовсе не уход с российского рынка производителей необходимого оборудования, как писали некоторые СМИ.
«Американская компания Mars ввела санкции на поставку этих батончиков в Россию из Франции. Мороженое компании Mars, которое производилось в России (эскимо и мороженое в стаканчиках), продолжает выпускаться», — объяснила замгенерального директора Союза мороженщиков России Наталья Уткина.
По словам эксперта, мы в России без проблем можем заместить батончики. «Оборудования для их производства в России и Беларуси достаточно. Такое мороженое у нас и без компании Mars спокойно выпускалось и выпускается. Другое дело, что спрос на эти батончики маленький и вопрос о полноценном импортозамещении просто не стоит», — объясняет Наталья Уткина. Доля импортного мороженого на российских прилавках и так была невелика, около трех-пяти процентов.
К тому же «те иностранные бренды, которые ушли из России, использовали в основном отечественные компоненты — молоко, сливки, сливочное масло, сахарный песок… Есть небольшие нюансы с рядом продуктов, где использовались иностранные вкусовые добавки, однако с их поставками тоже проблем нет», — констатирует Наталья Уткина.
А что с импортозамещением? Могут ли Россия и Беларусь заменить иностранные бренды и виды мороженого?
Конечно! Но «импортозамещение — это серьезная работа, многое еще не завершено. Часть ингредиентов мы до сих пор получаем из других стран, в том числе и из Европы», — констатирует эксперт.
Тем не менее отрасль практически полностью уже перешла на отечественные красители. С ароматизаторами ситуация сложнее.
«Для того чтобы создать идентичные ушедшим по запаху, нужна серьезная и долгая работа. Если у каждого производителя в портфеле десятки видов продукции, то на работу по импортозамещению может потребоваться не один год», — отметила Наталья Уткина.
А вот некоторые виды загустителей в Союзном государстве импортозаместить пока нельзя: в России и Беларуси не произрастают культуры, из которых они готовятся. «К ним относятся гуаровая камедь, камедь рожкового дерева. Раньше мы получали эти ингредиенты в том числе с юго-запада Европы, сейчас придется переориентироваться на других поставщиков», — говорит Наталья Уткина.
Что касается любви к мороженому белорусов и россиян, то, по данным Союза мороженщиков, объемы его потребления не так высоки. В Беларуси на одного человека в год приходится чуть более трех килограммов, в России и того меньше — порядка 2,6 килограмма.
Доля белорусского сырья в производстве российского мороженого может доходить до 60 процентов
Эксперт отметила высокое качество белорусского мороженого, которое традиционно популярно у российских любителей лакомства. Но от российского оно практически не отличается.
«Технологии производства мороженого в России и Беларуси примерно одинаковы. А дальше многое зависит от конкретных рецептов и технологий», — заметила Наталья Уткина. Она обратила внимание на то, что российские производители в большом количестве используют при производстве мороженого сливочное масло из Беларуси, сухое и сгущенное молоко.
«Многие производители отдают предпочтение белорусскому сырью. Например, в рецептуре пломбиров доля молока, которое часто используется именно белорусское, доходит до 60 процентов», — сообщила эксперт.
Российское мороженое в Беларусь тоже поставляется. «Объем поставок невелик, на первом месте по объемам экспорта мороженого — Казахстан. Хочу отметить, что поставки мороженого в Беларусь не снижаются, есть предположения, что они будут в дальнейшем расти», — резюмировала Наталья Уткина.
Какое мороженое можно приобрести в столице России? Я зашел в несколько магазинов и убедился в том, что ассортимент действительно очень широк — есть вологодский и ярославский «Пломбир», я также обнаружил фруктовый лед из Челябинска. Есть в крупных торговых сетях и белорусское мороженое, у покупателей очень популярны различные пломбиры марки Milk Republic. Если воспользоваться услугами интернет-магазинов, то можно продегустировать сладкое лакомство таких брендов, как «Зелена Бурёна» и «Морозпродукт».
К слову, самый обычный белый пломбир покупают чаще всего, его доля в продажах составляет до 70 процентов.
Что касается цен, то эксперты рынка отмечают в 2023 году небольшое снижение стоимости молока и молочных ингредиентов одновременно с таким же небольшим ростом стоимости упаковки. По идее, эти два процесса должны оставить цену на сладкое лакомство примерно на прежнем уровне.
Что же касается объемов производства, то «с учетом апреля выпуск мороженого увеличился на два процента по сравнению с прошлым годом». По мнению Натальи Уткиной, «есть хорошие предпосылки, что к концу года будет зафиксирован рост рынка, мы продадим мороженого больше, чем в 2022 году».
Кстати, если брать в расчет и май, то, по оценке системы маркировки «Честный знак», производство сладкого лакомства за пять месяцев составило уже 214,7 тысячи тонн.