Молочные продукты — элемент разнообразного и полноценного питания, рекомендованный для потребления в любом возрасте всеми ведущими институтами в области здравоохранения. При этом интерес потребителей к категории в стране падает. Свои предположения и исследование, посвященное вопросам потребления молока и молочных продуктов, компания Viola представит на масштабном фестивале науки и технологий Geek Picnic в Москве 27−28 мая.
В 2021 году, согласно исследованиям Росстата, потребление молочной продукции составило 271,6 кг в год на душу населения (1) против 325 кг, рекомендованных Министерством здравоохранения — то есть на 20% ниже. В 2022 году объем потребления молока в натуральном выражении сократился еще больше, по сравнению с 2021 — более чем на 12% (2).
В компании отмечают, что российскую молочную полку характеризует широкое разнообразие — как с точки зрения цен, так и в плане вкусов, категорий и форматов упаковки. При этом потребление молочной продукции на душу населения несмотря на динамичное развитие отрасли и широчайший ассортимент, все еще — ниже среднемировых значений. По оценке Росстата за 2021 год, ежегодно россиянин потребляет около 7 кг сыра и 45,5 кг молока (3), тогда как, например, в Финляндии по данным того же года на каждого жителя пришлось 25,5 кг сыра и 99,2 л молока (4).
— Такая значительная разница в цифрах и текущие тренды и заставили нас поднять вопрос о возможных причинах достаточно низкого по мировым меркам потребления молочной продукции и возможных путях восстановления популярности категории, — прокомментировала Наталия Добрынина, старший вице-президент ООО «Виола», маркетинг, контрактное производство, разработка продукции и качество.
Эксперты компании Viola полагают, что на тренд могут оказывать влияние не только рост себестоимости молочных продуктов и продолжающие набирать популярность растительные аналоги, но и другие долгосрочные факторы, в которых еще предстоит разобраться рынку. Одной из возможных причин обозначенной тенденции может быть непереносимость лактозы, основного углевода молока.
— Мы располагаем данными о том, что с непереносимостью может сталкиваться половины населения страны, а в некоторых регионах — до 70% жителей. При этом знание о продуктах без лактозы находится на достаточно низком уровне — в 2014 году оно составляло по нашим оценкам порядка 6%. Но все эти данные нуждаются в обновлении и подтверждении — ведь некоторым из них почти 10 лет, — рассказала Любовь Егорова, руководитель категории «Свежие продукты» и направления digital-маркетинг. — Ассортимент безлактозной продукции в России также весьма ограничен. Тогда как в ряде стран продуктов без лактозы на прилавках столько же, сколько и обычных — а иногда и больше.
В рамках работы по исследованию причин текущего уровня потребления молочной продукции в России Viola анонсировала всероссийское исследование, посвященное непереносимости лактозы. Каждый желающий может принять в нем участие, пройдя онлайн-опрос на сайте проекта https://www.viola.ru/lactosetest. Компания представит исследование и свои предположения по проблеме в рамках фестиваля науки и технологий Geek Picnic, который состоится в Москве 27−28 мая.
— Молочная сфера в целом и мы как компания по сути оказались между двух огней. С одной стороны — информационный шум и спекуляции на тему питания, не позволяющие молодежи разобраться в пользе тех или иных продуктов, а с другой — укоренившиеся мифы среди более старшего поколения — например, о пользе молока с коротким сроком годности. Реализация целостного продвижения темы качественного и сбалансированного питания становится для всей отрасли критически важной задачей, — заключила Любовь Егорова.
Будучи наследником финских традиций и подходов к производству молока, Viola является сторонником научного подхода и стремится вносить свой вклад в благополучие потребителей — как развитием соответствующего ассортимента, так и популяризацией важных и актуальных вопросов. Компания создала и развивает портал с научно обоснованной информацией о питании на сайте, запустила всероссийский проект по исследованию непереносимости лактозы и выпускает на рынок продукты, учитывающие предпочтения и потребности самого разного плана — в том числе, ассортимент без лактозы, например, йогурты Viola Free.
Гости фестиваля Geek Picnic и территории Viola Free смогут не только принять участие в исследовании, но и ознакомиться с актуальными научными данными о пользе молока, послушав лекцию приглашенного эксперта, сравнить на вкус обычный йогурт и йогурт без лактозы, а также узнать, как откорректировать свой рацион, при этом не отказываясь от молочных продуктов — даже в случае наличия непереносимости.
Исследование Viola о непереносимости лактозы продлится до конца июня, его результаты будут представлены на сайте проекта https://www.viola.ru/lactosetest.
(1) в пересчете на молоко
(2) Центр изучения молочного рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA)
(3) https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Potreb_prod_pitan-2021.pdf
(4) https://www.tilastokeskus.fi/tup/suoluk/suoluk_hinnat.html