Подконтрольный выходцам из Чечни крупнейший российский производитель молочной продукции и детского питания — компания Health & Nutrition (H&N), по данным RTVI, проводит сертификацию своих молокозаводов на соответствие продукции стандартов «Халяль» (пища разрешенная к употреблению мусульманами). В свою очередь молокозаводы требуют уже от своих поставщиков привести сырое молоко и производственные процессы также в соответствие с халяльными стандартами.

Новое руководство российского холдинга H&N, в который два года назад вошли российские активы Danon, запустило процесс сертификации своих молокозаводов на соответствие их продукции халяльным нормам. Так недавно подобный сертификат, по данным RTVI, получил входящий в H&N самарский молочный комбинат «Самаралакто», который в свою очередь, потребовал от своих поставщиков сырья также пройти аналогичную процедуру.

- Реклама -
Подписка на журнал «Переработка молока»

На новые требования молокозавода, не называя его, впервые обратил внимание пару месяцев назад, популярный военкор Алексей Живов. Он выразил недоумение нововведением и опубликовал скан документа полученного поставщиками. В нем молокозавод просит получателя направить ему «протокол испытаний», подтверждающий отсутствие «ДНК свиньи в поставляемом сыром молоке», а также «официальное письмо за подписью руководителя предприятия, подтверждающее отсутствие запретных сырья и материалов (в соответствии с указанным ГОСТом) в применяемых при производстве моющих средствах, смазках, маслах и т. д.».

В этом же документе отмечается, что на молочном комбинате уже «проведена сертификация и введен в действие национальный стандарт производства пищевой продукции «Халяль» (ГОСТ Р 70 401−2022). Он содержит в том числе «требования к процессам производства, упаковки, хранения, транспортировки и реализации пищевой продукции халяль» — подчеркивают авторы. Также в письме особо обращается внимание на пятый раздел «халяльного» ГОСТа, в соответствии с которым, предприятия производящие пищевую продукцию, должны использовать только «продовольственное сырье и материалы, соответствующие требованиям халяль».

По данным RTVI, H&N намерена провести процедуру халяльную сертификацию почти для всех молокозаводов. И как отмечают источники, процедура связана с расширением присутствия холдинга в Объединенных Арабских Эмиратах и других арабских странах. Для компании, которая намерена активно продвигаться на рынки Ближнего Востока, халяльный сертификат — «неотъемлемая часть стратегии» — отмечает источник.

Также стоит отметить, что летом этого года владелец и председатель совета директоров Н&N Алисултанов, подчеркивал, что «экспорт в страны Персидского залива и особенно в ОАЭ — это стратегически важное направление для нашего бизнеса». По оценке топ-менеджера «рынок региона динамично развивается, а спрос на качественные молочные продукты растет. Для нас это не просто новые продажи, а возможность закрепить позиции российских брендов в премиальном сегменте».

В феврале 2025 года, холдинг уже получил международный сертификат «Халяль» GSO 2055−1:2015, дающий право поставок в страны Персидского залива. Сертификат был предоставлен Ялуторовскому молочному комбинату, расположенному в Тюменской области, и в список разрешенной халяльной продукции вошли ультрапастеризованное молоко, сливки и творог под брендом «Простоквашино» и сухое молоко. В июле аналогичный сертификат получил и входящий в холдинг Липецкий молочный комбинат — у него были сертифицированы творог, сметана и кефир под брендами «Простоквашино» и «БиоБаланс».

В обоих случаях сертификацию проводила компания «Галфтик-МЦСиС «Халяль» — совместная структура Международного центра стандартизации «Халяль» и органа сертификации GulfTIC из ОАЭ. О том, что процесс «халялизации» продукции, очевидно, должен затронуть большинство из двенадцати молочных заводов H&N, недвусмысленно заявлял и генеральный директор Якуб Закриев: «По итогам проведенной работы мы смогли наладить процесс по оценке соответствия нашей продукции и предприятий требованиям «Халяль», что позволит эффективно выполнять задачи по сертификации на наших других предприятиях».

Однако пока объемы поставок H&N на Ближний Восток минимальны: первая пробная партия в ОАЭ была в июне 2025 года и включала лишь одну паллету общим весом 700 кг — 624 единицы сливок и 156 единиц ультрапастеризованного молока торговой марки «Простоквашино», произведенных на тюменском заводе. «Пробная экспортная поставка стала важным этапом в развитии международного направления H&N и позволила компании заложить основу для логистических, финансовых и регуляторных процессов экспорта свежих молочных продуктов в ОАЭ», — сообщила пресс-служба холдинга.