Количество фальсифицированных сыра, творога и кефира увеличилось на 11 процентов
За последнее время количество фальсифицированной молочной продукции увеличилось с 3 до 14,5 процента, сообщили в Молочном союзе. Штрафы за нее не идут ни в какое сравнение с получаемой ими прибылью. Для наведения порядка в отрасли зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина предложила внести изменения в КоАП и ужесточить наказание, а также ввести идеологию абсолютной нетерпимости к подделкам. Как еще бороться с некачественными сметаной, сырами и маслом намерены депутаты и что по этому поводу думают производители, узнала «Парламентская газета».
Продукцию маркируют, но этого мало
С 1 июля 2019 года производители молочной продукции обязаны маркировать продукцию обозначениями БЗМЖ (полученная без использования заменителей молочного жира) и СЗМЖ (полученная с использованием заменителей молочного жира). Но некоторые предприятия игнорируют эти требования и выдают молочные продукты, сделанные с использованием растительных жиров за полностью натуральные, рассказала «Парламентской газете» Юлия Оглоблина.
Подробнее в ПГ: По ее словам, заменители молочного жира бывают разные, но в их употреблении рекомендуется умеренность. Наибольшую опасность для здоровья представляют продукты, в которых используются заменители, подвергнутые частичной гидрогенизации, что приводит к образованию трансжиров.
Председатель совета Молочного союза России Людмила Маницкая рассказала «Парламентской газете», что после внедрения системы «Меркурий» количество фальсификата молочных продуктов уменьшилось с 80 процентов до трех.
«Но некоторые бизнесмены посчитали штрафы, расходы, доходы и решили, что выгоднее фальсифицировать, — сказала Маницкая. — И фальсификат снова вырос. До 14,5 процента».
Внимание проблеме фальсификации молочных продуктов уделил и председатель Госдумы Вячеслав Володин, который рекомендовал повысить ответственность для нарушителей вплоть до уголовного наказания.
«Во многих странах уголовная ответственность за фальсификацию молочной продукции предусмотрена, — отметила Оглоблина. — Где-то могут лишить свободы на срок от шести месяцев до трех лет. В некоторых государствах существуют и штраф, и уголовная ответственность, исходя степени опасности. Но здесь важно, конечно, чтобы добросовестные производители не пострадали».
Сейчас в России штраф по статье 14.43 КоАП за фальсификацию молочных продуктов составляет для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.
От штрафов к лишению свободы
Депутаты предлагают размер штрафа увеличить в десять раз и дополнить КоАП статьей, предусматривающей отдельное наказание за выпуск в обращение, производство, приобретение, хранение, перевозку изготовителем, исполнителем и продавцом фальсификата, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Некоторые эксперты предлагают за крупные объемы подделки ввести уголовное наказание. При этом обязательно изъятие и уничтожение выявленного фальсификата.
Предложения требуют внимательного подхода, считает генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. По его словам, есть достаточно действенные механизмы экономического воздействия на предприятия, которые нарушают законодательство, чтобы они отказались от подобной практики.
«До введения „надзорных каникул“ существовала практика закрытия предприятий в случае выявления неоднократных нарушений на срок до 90 дней в случае, если в продукции, помимо немолочных жиров, выявлены другие нарушения, создающие угрозу здоровью граждан, например антибиотики и консерванты, — отметил он. — Процедура непростая, но это хороший действенный инструмент для злостных нарушителей. С другой стороны, вопрос ужесточения ответственности требует более серьезной дискуссии, потому что ряд механизмов у нас в законодательстве уже есть и ими просто нужно более активно пользоваться».
По мнению Юлии Оглоблиной, для борьбы с фальсификацией молочной продукции требуется комплексный подход, который включает в себя оперативный и достоверный контроль продукции на полках и на производстве, активное участие потребителей в выявлении фальсификата, исключения наличия в молочной продукции заменителей молочного жира, ужесточение наказания вплоть до введения уголовной ответственности.
Сыры, масло и мороженое
С 2022 по 2024 год Роскачество исследовало более 600 торговых марок среди 18 категорий молочной продукции. По итогам испытаний в 13 процентах выявлена фальсификация жирами немолочного происхождения — в 78 торговых марках, сообщили в ведомстве «Парламентской газете». По данным экспертов, наиболее высокий уровень подделки зафиксирован в исследовании «Сыр для пиццы» — 45 процентов. Второе место занимает категория «Масло сливочное».
В 2022 году жиры немолочного происхождения были обнаружены в 30 процентах товаров массового сегмента рынка. В топ-3 вошли категории «Сыр Гауда» и «Эдам» — 28 процентов фальсификата. На протяжении нескольких лет уровень поддельного мороженого составляет 15 процентов.
С начала 2025 года Россельхознадзор снова выявляет поддельную молочную продукцию. Так, по данным пресс-службы ведомства, с начала января по 7 апреля Приморским филиалом проведены исследования проб от 81 партии молочной продукции общим весом 76 тонн. При этом признаки фальсификации выявлены в каждой пятой исследованной пробе. Фальсифицированными оказались семь партий сливочного масла, шесть — сметаны и пять — творога. В продукции выявлены сухое молоко, присутствие жиров растительного происхождения и несоответствия по жирнокислотному составу.
А в марте Россельхознадзор выявил поддельную продукцию в социально значимых учреждениях Ульяновской области. Так, ингредиенты немолочного происхождения обнаружены в пробах кефира.