В этом году вступит в силу межгосударственный стандарт для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Он установит общие требования к напиткам на растительной основе. Но в России растительные альтернативы пока не являются серьезными конкурентами традиционной молочной продукции, уверены эксперты «Ветеринарии и жизни».
Фастфуд и напитки, в которых молочный белок был заменен на растительный, появились в российских торговых сетях в 2018 году. Сначала такие альтернативы были модной импортной новинкой. Затем их производство стало отечественным стартапом, к которому присоединились более крупные компании. По экспертным оценкам, сегодня самыми популярными ингредиентами для производства напитков на основе растительного сырья являются соя и кокос. Примерно равные позиции занимают пшеница и горох. Также используются овес, рис, миндаль и другие источники растительного белка.
К настоящему моменту сформировался устойчивый круг потребителей растительных альтернатив, а сам сегмент выступает дополнительным драйвером спроса на продукцию аграриев. Но по пищевой ценности от мясных котлет или настоящего молока они заметно отличаются, и доля этой продукции в общем объеме продаж остается незначительной.
«Напитки на растительной основе подходят людям, не переносящим лактозу и пытающимся найти замену молочным продуктам, чтобы ощутить привычный вкус. При этом напитки на растительной основе потребляют и те, у кого с усвоением лактозы все в порядке, — просто им нравятся эти продукты, так они разнообразят свой рацион. Во время поста спрос на такие напитки тоже растет», — говорит вице-президент по качеству, техническому регулированию и стандартизации Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) Людмила Хомич.
Впрочем, рынок напитков на растительной основе в России пока выглядит довольно скромно: по разным оценкам, его доля не превышает 3−4%. Хотя перспективы у него неплохие — последние два года наметился явный рост, замечает доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Анна Цветкова. Но все же это довольно нишевый продукт, который, по ее мнению, вряд ли сможет занять большую долю рынка в ближайшие годы. Отечественная культура питания отдает предпочтение традиционным видам молока, а в «растительной» категории потребителей зачастую останавливает то, что они не понимают, что за сырье используется, как изготовлен продукт, да и самой ценности таких напитков.
Заместитель руководителя кафедры логистики факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Дарья Швандар в оценке доли рынка растительных напитков еще более сдержанна: не более 1−2%. Поэтому животноводам волноваться не стоит, считает она, ̶ серьезную конкуренцию производители таких продуктов им не составят.
Более насущным в свое время выглядел вопрос терминологии. Когда сегмент только начинал формироваться, слово «молоко» в названиях напитков, изготовленных из растительного сырья, встречалось достаточно часто, вызывая непонимание у производителей настоящего молока. Проблема была урегулирована с появлением в 2023 году государственного стандарта для напитков на растительной основе, который устанавливал требования к используемому сырью, упаковке и маркировке таких продуктов, а также правила наименования. С тех пор термины, относящиеся к продукции животного происхождения, в отношении альтернативной продукции использовать запрещено.
«Стандарт предусматривает наименование „напиток на растительной основе“, слово „молоко“ не употребляется», — поясняет Людмила Хомич. Таким образом, действующие сейчас стандарты качества закрепляют различия между напитками на растительной основе и натуральным молоком. Требования к первым прописаны в ГОСТ Р 70 650−2023 «Напитки на растительной основе (из зерна, орехов, кокоса)», ко вторым — в
ГОСТ 31 450–2013 «Молоко питьевое. Технические условия». «Поэтому российского потребителя в заблуждение не вводят: продукт растительного происхождения не может называться молоком», — подчеркивает Дарья Швандар.
Для российских производителей открываются новые возможности, связанные с уходом некоторых иностранных брендов. Так, в досанкционный период основными поставщиками в Россию овсяных напитков были Финляндия, Италия, Испания, кокосовых — Индонезия и Таиланд, соевых — Бельгия, перечисляет эксперт. Сейчас же в этих сегментах преобладает продукция отечественных производителей.
Дарья Швандар обращает внимание на рост продаж альтернативных напитков в среднем на 15−20%. Но это тренд преимущественно крупных городов, где выше уровень доходов и больше возможностей разнообразить свой рацион. Например, средняя цена на натуральное молоко в рознице составляет сейчас от 100 до 120 рублей за литр, тогда как разброс в стоимости «растительных» напитков гораздо шире — от 100 до 500 рублей, в зависимости от бренда.