Парадигма развития молочной отрасли сейчас претерпевает изменения, уверен гендиректор «Союзмолока» Артем Белов. Так, за последние десять лет оно шло за счет импортозамещения. В результате ввоз молочных продуктов сократился на 30%, а по итогам 2022 года самообеспеченность составила 86% (без учета Беларуси). Но с закрытием внутренних потребностей становится безальтернативным экспорт, сказал Белов в ходе конференции «Меры повышения конкурентоспособности российских экспортеров продукции АПК», организованной центром «Агроэкспорт» совместно с Минсельхозом при участии «Российского экспортного центра».
«Бизнес очень хорошо понимает эту историю, что парадигма меняется, и экспорт из некой красивой картинки, перспективы и вишенки на торте превратился в реальную составляющую стратегии очень большого количества компаний», — отметил Белов. По его словам, сейчас из 600−700 предприятий молочной отрасли 260 экспортируют свою продукцию, больший показатель только у рыбной отрасли.
По итогам первого полугодия экспорт молочной продукции соответствует прошлогодним показателям, при этом Белов обратил внимание, что сухое молоко, сыворотка и масло являются критически важными с точки зрения поставок на внешние рынки, так как на эти позиции приходится 80% мировой торговли молочной продукцией.
«По сухому обезжиренному молоку за первые полгода объем экспорта из России на 50% выше, чем за весь прошлый год. По сухому цельному молоку — на 12%, по сыворотке — за полгода мы поставили столько же, сколько за весь прошлый год, — привел данные Белов. — Вы можете сказать, что это эффект низкой базы. Да, он тоже сыграл свою роль, но по сухому обезжиренному молоку мы на экспорт поставили за полгода 5% от нашего годового производства». По его словам, если такая тенденция сохранится, то к концу года будет поставлено 10% от объема производства в стране, по сыворотке есть возможность выйти на 20% с нынешних 10%.
По словам Белова, в росте экспортных отгрузок важную роль играет господдержка, в том числе недавно одобренное субсидирование 100% затрат на транспортировку молочной продукции.
«Да, мы рассчитываем на льготные кредиты, но есть еще одна важная вещь, которая способствовала тому, что наши молочные продукты, прежде всего — сухие, стали конкурентоспособными. Три года назад было принято решение о том, что будут возмещаться прямые понесенные затраты для экспортоориентированных производителей сухих молочных продуктов. Почему это важно? Во-первых, это самые большие рынки, измеряющиеся десятками триллионов долларов. Во-вторых, эта отрасль традиционно была самой недоинвестирования — за десять лет в нее вложили 400 млрд руб.», — рассказал Белов.
Не менее важную роль играют страновые гиды и стратегии — это информационный фон со структурированными ключевыми рисками, требованиями. Атташе также играют важнейшую роль в выстраивании прямых отношений между российским бизнесом и покупателями на территории других стран. Без них, скорее всего, зачастую пришлось бы сталкиваться с работой через посредников, которые в Китае, например, забирают себе 30−40% маржинальности, а в таком положении конкурировать крайне сложно, добавил Белов. Также он отметил качество и скорость работы Россельхознадзора в плане аттестации предприятий для работы на внешних рынках.
«В 2024 году динамика по экспорту как минимум сохранится, по ключевым позициям — сухое молоко, сыворотка — будут очень хорошие результаты. Я надеюсь, что в ближайшее время вы увидите прорыв, в том числе и в молочной отрасли», — заключил он.