С сентября следующего года в России производители, размещая на упаковке товаров надписи «эко», «био», «экологический», должны будут доказать их качество и получить сертификат на производство органической продукции. Такой законопроект Госдума приняла во втором и сразу третьем, окончательном чтении на пленарном заседании во вторник, 11 июля.

Этот закон будет бороться с так называемой псеводоорганикой. «Сейчас на рынке действительно много псевдоорганической продукции. На этикетки наносят различные символы и знаки, которые привлекают покупателя, используя тренд на экологичность. Это безусловно маркетинговый ход. Производители никак не доказывают экологичность своей продукции, и за это не предусмотрена ответственность», — ранее поясняла «Ветеринарии и жизни» заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

- Реклама -
Подписка на журнал «Переработка молока»

Для того чтобы производители не вводили потребителей в заблуждение, сенаторы разработали законопроект, по которому будет признана тождественность понятий «органический», «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый» и сходные сокращения «эко», «био».

«Надписи, используемые для маркировки органической продукции, могут содержать слово «органический», его сокращения или слова, производные от этого слова, отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции, указание на то, что продукция получена методом органического производства, а также слова «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый» или сходные по значению слова, либо их сокращения, либо обозначения «эко», «био», — говорится в документе.

Как пояснили в Роскачестве, после вступления в силу нового закона производители, указывая на этикетке одно из перечисленных слов, должны будут подтверждать качество такого продукта, то есть проходить сертификацию. «Товары с пометками „экологически чистый“, „зеленый“ или сходными по значению словами или их сокращениями должны соответствовать критериям качества, прописанным в законе об органической продукции, и иметь подтверждающий это сертификат. В противном случае продукция (выпущенная после даты принятия закона) будет сниматься с продажи», — пояснили в организации.

В законе предусмотрен ряд исключений. Например, слово «зеленый» можно будет использовать на упаковке, если оно обозначает цвет или степень созревания продукции. Словосочетание «зеленый эталон» можно будет использовать для маркировки товаров с улучшенными характеристиками.

Новые требования к маркировке органической продукции начнут действовать с 1 сентября 2024 года. Продукция, выпущенная до вступления этих норм в силу, но не соответствующая требованиям, сможет продаваться до истечения срока годности.

Сейчас узнать органическую продукцию можно по государственному знаку — белый лист на зеленом фоне, сверху и снизу обрамленный надписями «органик» на русском языке и в латинской транскрипции. Под ним производитель также вправе помещать QR-код, который ведет на открытый государственный реестр на сайте Минсельхоза. Там можно посмотреть информацию обо всех сертифицированных производителях «органики».