В Ярославской области на уровне Министерства АПК и потребрынка в очередной раз заговорили о том, что проекту «Школьное молоко» необходимо дать в регионе вторую жизнь, поскольку он имеет двойной эффект: укрепляет здоровье детей и позволяет поддержать молокоперерабатывающие предприятия. Есть ли шанс у этого проекта по-настоящему заработать на территории области, выясняла корреспондент «РГ».
Ярославские первоклашки попробовали «школьное молоко», расфасованное в 200-граммовые упаковки с трубочками в 2017 году. Причем далеко не все, а лишь 272 человека из трех школ Ярославля. Это называлось пилотным проектом, запускалось торжественно, с речами и надеждой на дальнейшее благополучное продолжение.
— Детям очень нравилось, — вспоминает директор школы N 56 Татьяна Озерова. — Они никогда с молоком не шалили, не разливали его, кто в школе пил, кто домой забирал. И еще каждому выдали брошюрку, где в занимательной форме рассказывалось о пользе молока. Вообще, настроение у детей было очень хорошее, радостное — от того, что им выдают такой дополнительный завтрак.
Полезный для здоровья продукт (привозился он тогда с одного из столичных предприятий) ребятишки пили в школах три месяца, по итогам которых 100 процентов их родителей сказали проекту безоговорочное «да», однако продолжения все равно не последовало. Потому что, как пояснили в региональном Минсельхозе, пилот финансировался за счет средств оргкомитета национальной программы «Школьное молоко», ну, а дальше, уже на местном уровне, с финансированием произошла заминка. И вопрос не решен до сих пор.
Между тем в целом по стране, отмечают представители молочной отрасли, популярность молока и его потребление заметно снижаются. Что бьет и по экономике предприятий, и по здоровью населения.
— Мы собирались и с нашими аграриями, и с предприятиями, входящими в Молочный союз России, — все говорят о том, что эпоха потребления молока уходит, потому что постепенно уходит старшее поколение — условно, наши бабушки, — то есть активные потребители молочных продуктов, а молодежь пьет кока-колу, фанту и тому подобное, — сетует министр АПК и потребительского рынка Ярославской области Дмитрий Фомин, уверенный, что необходимо «популяризировать молоко в целом».
Проект, помогающий формировать потребность в молочных продуктах с первого класса, по его мнению, подходит для этих целей идеально.
Потребление молока заметно снижается, что бьет по экономике предприятий, и по здоровью населения
— «Школьное молоко» — очень классная история на самом деле. Считаю, что это отличная инициатива, которую в нашем регионе было бы полезно восстановить, — говорит министр.
Чтобы вырасти высоким
Причем это тот очевидный для всех случай, когда два аспекта — экономический и социальный — неотделимы и чрезвычайно зависимы друг от друга. Потому что молоко требуется для гармоничного роста и развития детей, но, чтобы этот продукт и другая молочка регулярно присутствовали на столе, стабильно должны работать молокоперерабатывающие предприятия и производители сырого молока.
— Я всегда говорю, что корова одомашнена четыре тысячи лет назад, то есть все эти четыре тысячи лет человек живет с коровой и пьет молоко. И когда говорят, что молочные продукты неполезные, — это просто чушь. Человека тысячи лет сопровождают эти «неполезные» продукты. Сегодня представители какой нации самые высокие в мире? Голландцы! Потому что они больше всех потребляют молочных продуктов, — с горячностью объясняет гендиректор ведущего сельхозпредприятия области «Красный маяк» Василий Финогеев.
Весной 2022 года эта компания запустила современный, технологичный молочно-товарный комплекс на 3600 голов КРС. В том числе благодаря ему область сегодня обеспечивает свои потребности в молоке на 130 процентов (по данным Дмитрия Фомина), то есть с избытком, отправляя немалый процент своего сырого молока на молокоперерабатывающие предприятия столичного региона.
— Наше предприятие до 2014 года производило примерно 12 тонн сырого молока в сутки. Сегодня оно производит 183−185 тонн. И это нам позволил рынок, санкции и понимание со стороны руководства страны, что нужно развивать свое производство продуктов питания. Если бы мы все остались на уровне 2014 года, наши жители сейчас смотрели бы в магазинах на пустые полки, — уверен Василий Финогеев.
«Оставьте молоко в покое»
Но если не будет спроса, эти полки действительно со временем опустеют. А ведь, по данным исследований, в 200 граммах молока содержится до 40 процентов суточной нормы кальция, до 13 процентов — белка и восемь из 10 незаменимых аминокислот. И все это крайне необходимо растущим детским организмам.
— Я постоянно говорю: обратите внимание на питание детей, обратите внимание на молочку. Без молочных продуктов дети здоровыми не вырастут! Я не против миндаля и всего остального, хотите — пейте, хотите — внедряйте это в питание, но молочку оставьте в покое, — не сдерживает эмоций президент союза «Здоровье наших детей», руководитель программы «Школьное молоко» в России Ольга Панова.
Сегодня, по ее словам, в проекте по обеспечению младших школьников бесплатным молоком, который реализуется с 2005 года, участвуют 20 регионов, хотя на пике этой программы таких субъектов в РФ было пять десятков. В основном бесплатное молоко дополнительно к основному школьному питанию выдают ученикам начальных классов, но в Воронежской области, к примеру, такой напиток получают ребята с первого по девятый класс, а в Краснодарском крае — вообще все, вплоть до 11-классников.
Но, к сожалению, пока проект финансируется из региональных бюджетов, поэтому средства на него находят не везде. Хотя эффект от него получается в некотором роде кумулятивный, потому что помимо оздоровления школяров происходит оздоровление и экономики молокоперерабатывающих предприятий. Причем не только за счет прямых поставок молока в школы, но и по причине появляющегося у ребят интереса к продуктам этой группы.
— В регионах, где реализуется программа, нет спада интереса к молочным продуктам, там продажи даже растут, — подчеркивает Ольга Панова.
Нужно оборудование
В Ярославской области, считает Дмитрий Фомин, для реализации проекта «Школьное молоко» есть все условия, и регион мог бы сам фасовать ультрапастеризованное молоко в упаковки по 200 граммов для поставки его в школы. Правда, как выяснилось, это все же пока неясно очерченные перспективы, потому что необходимого оборудования на предприятиях сейчас нет. А поддерживать чужих производителей, оставив за бортом своих, региону, разумеется, неинтересно.
— У нас в области нет предприятий с таким оборудованием, — внес ясность гендиректор рыбинской компании «РАМОЗ» Антон Шилов. — «Школьное молоко» должно иметь длительный срок хранения и не нуждаться в холодной логистической цепочке от производства до холодильника в магазине, в какой нуждается наша пастеризованная продукция. Но участие в проекте было бы для нас, конечно, хорошей поддержкой с точки зрения сбыта.
Однако Ольга Панова уверена, что вложения в оборудование в итоге все равно окупятся, если учесть, что следствием участия региона в проекте становится стабильный и даже растущий спрос на молочку.
— Окупить эти инвестиции только программой «Школьное молоко» предприятие, скорее всего, не сможет. Поэтому ему надо рассматривать дополнительные варианты поставок — не только в школы. Или расширять продуктовую линейку. Тем более, что это действительно закономерность: в субъектах, где наша программа реализуется, продажи по остальным категориям молочных продуктов начинают расти.
В ярославском минсельхозе заявили, что будут «рассматривать возможность для возобновления проекта и искать источник финансирования».
— Надеемся, что регион найдет финансирование, ведь программа помогает развивать региональные производства качественных продуктов питания и способствует укреплению здоровья не только детей, но и взрослых, — заключила Ольга Панова.
А как у соседей?
В Тамбовской области выдавать молоко и молочную продукцию ученикам начальных классов в муниципальных школах начали с сентября 2008 года. А через пару лет, когда, согласно поручению президента РФ, ребятам первых — четвертых классов стало полагаться бесплатное питание, в регионе разработали и согласовали с Роспотребнадзором новое школьное меню, в котором молочка стала обязательным элементом. Поставщик молока определяется по итогам конкурсных процедур либо на основании прямых договоров.
«Ученикам выдаются ультрапастеризованное молоко в индивидуальных упаковках по 200 миллилитров, пастеризованное в стаканах по 200 миллилитров, а также молочная продукция в соответствии с меню. Средняя стоимость одной упаковки ультрапастеризованного молока составляет 28 рублей. При средней стоимости молочного блюда 28 рублей в день и обеспечении молочной продукцией в рамках меню не менее одного раза в неделю объем бюджетных средств, направляемых на закупку молока и молочной продукции, составляет 41,3 миллиона рублей в год», — рассказали «РГ» в Министерстве образования и науки Тамбовской области.
Воронежские власти запустили специальную программу «Школьное молоко» в 2009-м. Она действует и по сей день. Ультрапастеризованным питьевым молоком обеспечивают учеников всех муниципальных общеобразовательных школ с первого по девятый класс (включительно) — тех, кто фактически посещает занятия, а также учится на дому по медицинским показаниям. Пирамидки с трубочкой объемом 200 миллилитров выдают не реже трех раз в неделю.
Поставщика определяют на конкурсной основе согласно ФЗ N 44. Закупается продукция, соответствующая требованиям
«Сумма в бюджете Воронежской области рассчитывают, исходя из количества обучающихся первых — девятых классов с учетом ежегодного роста цены одного пакета молока (200 миллилитров, жирность — 3,2 процента). Так, в 2023 году на обеспечение школьников молочной продукцией предусмотрено 137 миллионов рублей. Общий объем средств с учетом муниципального софинансирования — 274 миллиона», — пояснили «РГ» в региональном Министерстве образования и науки.