Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) при участии Streda Consulting и медиаплатформы Milknews опубликовал рейтинг ТОП-100 крупнейших переработчиков молока в России по итогам 2024 года. В исследование вошли 100 компаний, суммарно обеспечивших существенную долю переработки молока в стране. Рейтинг был презентован в ходе «Молочных сессий» 18 июля. Он отражает текущую структуру отрасли: усиливающуюся консолидацию и рост производительности.
Лидеры рейтинга (ТОП-20 — первые 20 позиций)
PepsiCo (Вимм‑Билль‑Данн) — 152 млрд рублей
Health & Nutrition — 141,8 млрд рублей
Hochland Russland — 54 млрд рублей
КОМОС ГРУПП — 53,7 млрд рублей
ГК «Ренна» — 51,3 млрд рублей
ГК «Молвест» — 49,6 млрд рублей
ЮКМП — 44,3 млрд рублей
ГК «Фудлэнд» — 38,8 млрд рублей
Ehrmann — 33,9 млрд рублей
Lactalis Group — 30,5 млрд рублей
ГК «ЭкоНива» — 28,4 млрд рублей
ГК «Айсберри» — 26,6 млрд рублей
АМП «Дамол» — 26 млрд рублей
ГК «Экомилк» — 23,2 млрд рублей
ГК «Ростагрокомплекс» — 22,3 млрд рублей
ГК «Российское молоко» — 22,2 млрд рублей
ГК «Русское молоко» — 21,1 млрд рублей
Арнест ЮниРусь (Инмарко) — 19,5 млрд рублей
Ровеньки-Маслосырзавод — 17,6 млрд рублей
MLK Group — 16,8 млрд рублей
Полный ТОП-100 (объемы по итогам 2024 года, млрд рублей)
Фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева — 16,8
Брянский молочный комбинат — 16
ГК «Доминант» — 15,5
АО «ЗМК» — 15,5
ГК «Мультипро» — 15,1
ГК «Сыробогатов» — 15,0
ГК «Базальт-Агро» — 14,4
Froneri — 13,7
Лебедяньмолоко — 13,7
ГК «Руслакто» (экс «Шахунское молоко») — 13,2
СК «Ичалковский» / СЗ «Сармин» — 13,1
ГК «ВАМИН» — 13,0
DMK Group — 12,6
Пискаревский молочный завод — 12,2
Барнаульский молочный комбинат — 11,8
МилкЭкспресс — 11,7
ТНВ «Сыр Стародубский» — 11,7
ГК «Галактика» — 11,6
Ирбитский молочный завод — 11,6
Виола — 11,3
Высокогорский МК — 11,0
Чистая линия — 10,7
Компания «Киприно» - 10,3
Красногвардейский МЗ — 10,1
ГК «Продинвест» — Гагаринскосервмолоко — 9,9
Любинский МК — 9,3
Unagrande — 9,2
Карат — 9,1
ГК «Ястро» — 8,8
МЗ «Новатор» — 8,8
ГК «ДМС» — Валуйское ОАО «Молоко» — 8,8
Брянские сыры — 8,2
Кировский молочный комбинат — 8,1
АМК «Рязанский» — 8,1
ARISВ Holding group — 8,1
Вологодский молочный комбинат — 8,0
Белебеевский молочный комбинат — 8,0
ГК «Белая долина» — 7,8
Алабуга соте — 7,8
Преображенский молочный продукт — 7,6
ГК «Союзмолпром» — 7,6
7 утра (экс Воронежросагро) — 7,6
Азбука сыра — 7,2
Exponenta Group — 7,2
МК «Авида» — 7,1
ГК «Холод» — 7,0
Тульский молочный комбинат — 6,9
Землянскмолоко — 6,8
Молком — МК «Пензенский» — 6,7
ГК «Молочный кит» — 6,6
Алтайская буренка — 6,5
Золотые луга — 6,3
Ядринмолоко — 6,3
ГК «Канталь» — ОМК — 6,1
ГК «Русагро» — 6,1
Талицкое молоко — 6,1
ГК «Калинов мост» — 5,9
Узловский молочный комбинат — 5,8
ГК «Грин-Агро» — 5,7
ГК «Лактика» — 5,7
ГК «Саянмолоко» — 5,7
ГК «Агропромкомплектация» — 5,6
ГК «МолПромКубань» — 5,5
ГК «Славица» — 5,3
Сернурский сырзавод — 5,2
Пятигорский молочный комбинат — 5,2
Молзавод «Новый» — 5,1
Молочный завод «Гиагинский» — 5,1
Томское молоко — 5,0
МПО «Скоморошка» — 5,0
МК «Ставропольский» — 4,9
Княгининское молоко — 4,8
АПХ «Залесье» — 4,8
ГК «Ермолино» — 4,8
Городецкий молочный завод — 4,6
Челны Холдинг — 4,6
ГК «Русский Холод» — 4,5
Уфагормолзавод - 4,5
ГК «Новосибхолод» — Полярис — 4,5
Агросила-Молоко — 4,5
В отличие от рейтингов переработчиков предыдущих лет, в ТОП-100 были включены производители мороженого и не включены производители детского питания — Nutricia, Nestle, «Инфаприм», «Прогресс». Трейдеры и дистрибуторы молочной продукции были включены в рейтинг только в части производственных подразделений («Далимо», «Славяна», «Нева-Милк», ПиР, «Продинвест», «Канталь», «Спектр», «Союз», «Империал», «Нелт-Ритейл», «Натура про», «Маркет-Лайн», «Унивита», «Продхолдинг»
В рейтинге отражена высокая консолидация отрасли. ТОП-100 игроков, вошедших в рейтинг, занимает 72% перерабатывающего рынка (1,545 млрд рублей) в то время, как ТОП-200 занимает всего 85% (1,81 млрд рублей).
«Все больше и больше компаний растут двузначными темпами. Это говорит о том, что рынок структурируется и у игроков появляются отработанные и эффективно работающие бизнес-модели», — отмечает генеральный директор Stress Consulting Алексей Груздев. По его словам, быстрее рынка растут те компании, которым удалось стать лидерами в своих сегментах за счет того, что им удалось сформировать эффективную бизнес-модель. В частности, компания «Эконива» на протяжении пяти лет демонстрирует 60-процентные темпы роста.
Артём Белов, генеральный директор Союзмолоко также отметил, что консолидация в молочной отрасли усиливается, но это не мешает региональным игрокам демонстрировать впечатляющую динамику.
«Особенно заметна трансформация спроса — потребители все чаще выбирают современные форматы продукции и сыры. Это создает новые возможности для переработчиков, способных быстро адаптироваться к меняющимся предпочтениям. Ключевая задача сейчас — сохранить эту положительную динамику, одновременно наращивая присутствие на новых рынках и обеспечивая растущее потребление внутри страны. Отрасль доказала свою устойчивость, и теперь важно использовать этот потенциал для дальнейшего развития».