Для сохранения собственной — ярославской — породы крупного рогатого скота, которая в последние десятилетия сдала позиции в связи с массовым распространением импортных пород, и прежде всего — высокопродуктивной голштинской, Минсельхоз Ярославской области в 2024 году увеличивает субсидии на содержание племенных коров и молодняка ярославской породы. Субсидии для других молочных пород КРС в регионе, наоборот, сокращают.
Импортозамещение на ферме
По данным племпредприятия «Ярославское», сегодня в племенных хозяйствах России осталось чуть больше 3,4 тысячи чистокровных коров ярославской породы. Из них 2043 содержатся в ярославских племхозяйствах. При этом необходимым для сохранения породы количеством животных считаются три тысячи. То есть регион, где в XIX веке вывели знаменитую породу, меньше чем через два столетия оказался в ситуации, когда о сохранности чистопородной ярославки можно говорить лишь условно.
Намного больше в племенных репродукторах и, соответственно, на молочных фермах сегодня помесей ярославок с голштинами (и конечно, самих голштинов), которые значительно продуктивнее чистопородных российских предков. В ярославских племенных хозяйствах таких улучшенных животных сегодня содержится около 5,2 тысячи. Причем примесь голштинской породы может составлять от пяти до 80 с лишним процентов. Специалисты рассказывают, что по итогам 2022 года в регионе 491 племенное животное вообще «ушло в другие породы», а конкретно — в голштинскую, потому что примесь крови этой американо-канадской породы у них превысила 93 процента.
— В погоне за продуктивностью некоторые так сильно увлекаются смешиванием нашей ценнейшей ярославской породы с голштинской, что все меньше и меньше у нас остается чистопородных ярославских коров, — обозначил проблему региональный министр АПК и потребительского рынка Дмитрий Фомин.
Чтобы поддержать хозяйства, которые занимаются разведением чистокровной ярославки, в 2024 году в регионе намерены резко увеличить соответствующие субсидии. Так, если в уходящем году на содержание одной такой коровы из областного бюджета выделялось шесть тысяч рублей в год, то в 2024-м будет уже 11 тысяч. Содержание чистокровного молодняка ярославской породы вообще ранее не субсидировалось, однако с будущего года на каждую телячью голову будут выплачивать по семь тысяч рублей. А вот на содержание животных других молочных пород субсидии уменьшатся — с 3011 до 1900 рублей. Причем эта тенденция распространится и на помесную ярославку — ее субсидирование сократят с шести до 5,5 тысячи рублей на одну голову.
Улучшать иностранный скот, выращенный в других климатических условиях, в других условиях кормления, — тупиковая ситуация
— Купить голштинскую породу коров можно сейчас в любом регионе страны, просто в любом. Поэтому нет большого смысла тратить бюджетные деньги на ее содержание и поддержку у нас, — пояснил логику принятых решений Дмитрий Фомин, подчеркнув, однако, что ни в коем случае не выступает против голштинов.
— Я не говорю, что голштинов не должно быть, а должна быть одна ярославка, я же адекватный человек. Просто необходимо расставить приоритеты, чтобы сохранить тот генофонд, который у нас должен быть. У нас в регионе две генофондные породы — ярославская корова и романовская овца. И мы должны их поддерживать в первую очередь, это наше достояние и наша история, — убежден ярославский министр АПК.
Неприхотливая и стойкая
По информации племпредприятия «Ярославское», коровы ярославской породы неприхотливы, стрессоустойчивы, обладают продуктивным долголетием, причем для сохранения продуктивности не требуют большого количества дорогих высокобелковых комбикормов. Чистопородные ярославки отличаются крепким здоровьем, устойчивы к лейкозу и туберкулезу, из-за чего в их рацион не нужно включать вещества, запрещенные к применению в органической продукции. То есть молоко этих коров проходит по нормативам органического производства в России, а сыры, масло и творог из него считаются экологически чистыми. Кроме того, благодаря высокому содержанию в молоке ярославки сложного белка казеина выход сыра из него увеличивается на 10 процентов по сравнению с использованием сырья других пород.
Однако при всех своих многочисленных плюсах ярославка, к сожалению, не выдерживает конкуренции с голштинами по главному показателю — надоям. По словам доктора сельскохозяйственных наук Нины Фураевой, за двадцать последних лет благодаря племенной работе у выращенных в местных племхозяйствах ярославок, как и у других пород, продуктивность выросла, но рекордсменами и в этом случае остались голштины. Так, американки с 2003 по 2022 год к своим показателям прибавили 3400 килограммов, и их удой за 305 дней достиг 9682 килограммов, помесные с голштинами ярославки дают в среднем 7322 килограмма молока за тот же период (плюс 2346), айрширская порода — чуть больше восьми тысяч (плюс 1885), чистокровная ярославская — 5858, прибавив за двадцатилетку 1538 килограммов.
Чем и объясняется повсеместный спрос на голштинов. Хотя специалисты убеждены, что «валовка валовкой, но с экономикой далеко не все так однозначно». Хотя бы потому что коровы самой популярной ныне молочной породы довольно привередливы в питании и требуют более трудоемкого содержания. Кроме того, у них значительно короче период продуктивности, чем у тех же ярославок.
— Любой технологический сбой — а у нас их предостаточно — голштин может не пережить, ну, а ярославка, конечно, дотянет до утра, когда придет доярка или кто-то еще, — говорит генеральный директор Головного центра по воспроизводству сельскохозяйственных животных Максим Максимчук. — Молоко, произведенное от ярославской и голштинской пород, будет примерно по одной стоимости сдаваться на переработку, но производство этого молока — совершенно разные истории. Голштины требуют более дорогого ветеринарного сопровождения, более дорогого кормления. Не все и не всегда могут это организовать, что тоже надо понимать.
Найти компромисс
Не скрою, решение добавить одним и отнять у других вызвало неоднозначную реакцию у представителей племхозяйств, и многие участники прошедшей в Ярославле межрегиональной конференции, посвященной господдержке племенного животноводства, сошлись во мнении, что поддерживать надо всех. В том числе и потому, что поступлений скота из-за рубежа больше не предвидится, а те породы, которые были когда-то завезены, «уже стали своими», речь уже, по сути, можно вести о российской голштинской породе. Но и ярославку тоже, конечно, надо поддерживать. В общем — искать компромисс.
— Мне немного неприятно, когда начинают сильно отстаивать иностранные породы скота. Я не говорю, что они плохие. Я говорю о том, что все-таки за нашими отечественными породами не только история, но и будущее, поскольку улучшать иностранный скот, выращенный и созданный в других климатических условиях, в других условиях кормления, — тупиковая ситуация, — считает гендиректор сельхозпредприятия «Юрьевское» Александр Чачин. — Благодаря высокопродуктивным зарубежным породам мы в последние годы просто вышли из положения, мы получили продовольственную безопасность, быстро завезя к нам этих сельхозживотных. Сейчас же пришло время развивать отечественные породы скота.
Дмитрий Фомин, министр АПК и потребительского рынка Ярославской области:
— Мы понимаем, что племхозяйства, которые будут заниматься разведением чистопородной ярославки, будут проигрывать по доходам тем, кто специализируется на тех же голштинах. Потому что доход они получают во многом от продажи молока, а его голштины дают больше. Поэтому из областного бюджета мы будем поддерживать тех, кто занимается ярославской породой. В том числе вводим субсидию на содержание чистопородного молодняка ярославки в размере семь тысяч рублей на голову. Мы рассчитываем, что благодаря всем принятым мерам ситуация с ярославской породой КРС развернется в более благоприятную сторону.