21 декабря 2022 года представители Федерального центра «Агроэкспорт» провели в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева семинар «Международная торговля продовольствием. Деятельность „Агроэкспорта“ в развитии аграрного экспорта России». Слушатели узнали об аналитике мировой торговли, функционировании системы ВЭД в России и за рубежом, а также основных направлениях работы «Агроэкспорта» как центра знаний и компетенций в области экспорта продукции АПК России.
Руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов отметил, что российский аграрный экспорт стал системно развиваться относительно недавно, с началом реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Тем не менее уже удалось достичь значительных результатов: в 2022 году объем поставок превысит 40 млрд долл., что почти вдвое больше показателя 2017 года. Одним из факторов успеха стало правильное определение приоритетных направлений — это прежде всего рынки Азии, Персидского залива и Африки. «Мы изначально видели, куда надо идти. На сегодняшний день 81% от общего объема экспорта продукции АПК поставляется в дружественные страны», — подчеркнул Краснов. Он перечислил основные направления работы «Агроэкспорта», среди которых информационно-аналитическая поддержка государственной политики в области аграрного экспорта, исследование и прогнозирование внешних рынков, а также коммуникации и продвижение.
Подробнее о деятельности по каждому из направлений рассказали руководители соответствующих подразделений «Агроэкспорта». Заместитель директора центра Андрей Кучеров представил текущие проекты в сфере маркетинга и продвижения, а также исследования в рамках федерального проекта. Создана и развивается Библиотека экспортера, включающая более 200 видов аналитических продуктов — экспортных гидов, обзоров ВЭД, концепций продвижения, обзоров ВТО, региональных обзоров
Начальник управления отраслевого развития «Агроэкспорта» Виталий Нагалин рассказал об анализе экспортной деятельности в региональном разрезе и поддержке субъектов РФ с целью развития экспортного потенциала. «Сегодня мы с уверенностью можем говорить, что экспорт является основой интенсивного роста агропромышленного комплекса. В этой связи система поддержки экспорта продукции АПК охватывает все этапы жизненного цикла — от создания новой продукции до ее продвижения на внешних рынках», — акцентировал Нагалин. «Агроэкспорт» на постоянной основе разрабатывает методологические материалы по действующим госпрограммам, а в 2023 году планирует создать маркетплейс поддержки экспортеров, где будут собраны как федеральные, так и региональные меры поддержки для российских аграриев.
Анатолий Черенков познакомил студентов с общей схемой осуществления ВЭД и основами применения странами тарифных и нетарифных барьеров. «Торговые барьеры — медаль, у которой две стороны. С одной стороны, это способ защитить свои национальные интересы, с другой — ограничить международную торговлю. Именно поэтому страны стремятся находить баланс в применении мер национального регулирования. Задача „Агроэкспорта“ — их выявлять и анализировать», — добавил Черенков.
Дмитрий Горин посвятил доклад аналитике международной торговли и использованию Big Data. «Другие страны активно ведут экспансию на мировые рынки, и необходимо знать, кто и в каком сегменте силен, куда поставляет, насколько Россия конкурентоспособна на зарубежных рынках и где есть спрос на продукцию, которую мы могли бы производить или уже производим. Для этого нужно понимать всю систему мировой торговли, моделировать, комбинировать подходы и использовать информацию для создания условий по выходу российских товаров на рынки других стран», — пояснил он. В частности, аналитические системы применяются «Агроэкспортом» для поиска ниш на внешних рынках, анализа тарифных и нетарифных барьеров, оценки конкурентоспособности.
Евгений Зайцев остановился на проведении прикладного анализа ключевых отраслей АПК. «Агроэкспорт» на регулярной основе осуществляет мониторинг рынков зерновых культур, масложировой, мясной и молочной продукции, а также агрологистики. «В своей работе мы анализируем преимущественно аграрно-сырьевые рынки. Целью анализа является определение ценовых ориентиров на продукт в будущем, а для этого нужно понимать, что движет рынком сейчас», — прокомментировал Зайцев. Для этого по каждому из сегментов проводится макроанализ, оценка спроса, предложения, ценовой конъюнктуры на российском и мировом рынках.
В семинаре также приняли участие директор Института экономики и управления АПК РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Людмила Хоружий и советник при ректорате — заместитель проректора по науке Иван Свинарев. Слушатели смогли задать вопросы спикерам на любые интересующие темы — от используемых в мировой торговле валют до компетенций, необходимых современному экономисту аграрной отрасли.