В Казани состоялся молочный бизнес-форум Волго-Вятского региона, организованный при поддержке отделения «Банк Татарстан» ПАО Сбербанк и Национального союза производителей молока (Союзмолоко).

Мероприятие стало площадкой для диалога между властью, бизнесом и финансовыми институтами. В фокусе дискуссии были фундаментальные для отрасли вопросы, заданные самими участниками: строить или не строить новые фермы, как повышать рентабельность в условиях роста затрат и где найти квалифицированные кадры для реализации амбициозных планов.

- Реклама -
Подписка на журнал «Переработка молока»

С приветственным словом и докладом о состоянии агропромышленного комплекса Татарстан выступил Заместитель Премьер-министра РТ — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров. Он отметил, что по итогам прошлого года в Татарстане было произведено 2,28 млн тонн молока. Республика уверенно удерживает лидирующие позиции в России, обеспечивая 6,7% от общероссийского объема молочного производства.

Татарстаном была проделана масштабная работа по обновлению стада — шесть лет назад была проведена тотальная выбраковка убыточного поголовья с последующей активной закупкой нового.

Инвестиционная активность в регионе остается высокой. В прошлом году введено 16 комплексов на 13 600 голов, в текущем — 8 ферм на 2600 голов. Еще 23 фермы на 22 тысячи голов находятся на разных стадиях реализации.

Отдельное внимание уделяется развитию кормовой базы: в республике работают 56 кормоцентров, обслуживающих 210 тысяч голов КРС, при этом 50% стоимости оборудования и 30% стоимости строительства ангаров субсидируется из регионального бюджета.

Особую озабоченность татарстанских аграриев, по словам министра, вызывает судьба субсидии на литр реализованного молока. Из-за грядущих изменений в федеральном законодательстве, республика может недополучить около половины ранее выделяемых средств — порядка 500 млн руб. Эти деньги напрямую влияли на поддержку ключевых инвесткомпаний, которые сегодня активно вкладываются в строительство новых объектов.

«Объем денег — немаленький. По прошлому году он был 1,1 млрд рублей. Как раз половина из-за этого вылетает. Сегодня на федеральном уровне идут обсуждения и поиск иных мер поддержки для этого класса хозяйств. Какие они будут, пока не знаем. На текущие объемы производства молока в регионе отмена субсидии не повлияет, но в отношении дальнейших инвестиционных вложений у хозяйств настроение, конечно, испортится», — отметил Марат Зяббаров.

Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов представил масштабный обзор рынка, начав с глобальных перспектив. Глобальное производство сырого молока растет на 2% в год, а в ближайшее десятилетие потребление вырастет на 22%, или на 200 млн тонн. Как отметил Артем Белов, у России с ее огромными ресурсами земли и воды есть уникальный шанс занять существенную долю в этом «мировом пироге».

Внутренний рынок также демонстрирует потенциал, но меняется его структура. В то время как общее потребление молочной продукции за пять лет выросло на 13%, отдельные категории показывают взрывной рост: сливки — в среднем на 13% в год, сыры — на 8%, мороженое — на 6%. Этот рост во многом обеспечен развитием потребления в HoReCa. Даже в условиях охлаждения потребительского спроса в 2025 году сегмент общепита показывал рост на 6−8%.

Однако ключевым вызовом для отрасли Артем Белов назвал нарастающий дефицит сырого молока, сравнив ситуацию с 2014 годом, когда рынок столкнулся с пустыми полками из-за нехватки сырья после введения контрсанкций. Главная причина надвигающегося дефицита — резкое сокращение числа новых инвестиционных проектов. Если ранее Минсельхоз одобрял проекты на 80−100 тысяч голов в год, то в текущем году эта цифра упала до 16 тысяч. Это означает, что к 2026−27 годам рынок недополучит около 500 тысяч тонн молока.

Среди ключевых трендов, которые должны нивелировать риски, он выделил: индустриализацию: 12% сельхозорганизаций (с поголовьем более 1000 голов) производят 57% всего молока, демонстрируя значительно более низкую себестоимость и в 2,5 раза более высокую рентабельность; развитие генетики и племенной работы: продуктивность в СХО растет на 4−6% в год; более активное использование аутсорсинга: в кормах, ветеринарии, содержании скота.

«Если мы не будем наращивать предложение сырья на внутреннем рынке, мы столкнемся с абсолютно такой же историей, как в 2014 году. То есть нам рынок нужно будет каким-то образом балансировать. Поэтому я считаю, что ключевая задача — это производство молока», — считает эксперт.

В завершающем слове Артем Белов поблагодарил собравшихся за продуктивную дискуссию и обмен мнениями. Он добавил, что ИИ и цифровизация — это те инструменты, которые нужно использовать молочникам, чтобы повышать эффективность своего бизнеса. Также он предложил сделать Молочный бизнес форум Волго-Вятского региона в Казани ежегодным.