«Кукморский молочный комбинат» на заседании Инвестиционного совета Татарстана представил проект строительства завода по производству сыра. Мощность переработки молока составит 500 т в сутки, около 60% сырья будут поставлять кукморские фермеры. В год планируется производить до 1,8 тыс. т продукции. На новом производстве создадут 250 рабочих мест, говорится на сайте совета.
По данным портала «Бизнес Online», инвестиции в проект составят 3 млрд руб. Также на площадке рассматривается возможность производства кисломолочной продукции, рассказал изданию директор «Кукморского молочный комбината» Айзат Халиуллин. Ожидается, что земля, на которой построят завод, войдет в промышленный парк «Кукмор». «Уникальность проекта в том, что мы не делаем собственный бренд. Есть белорусский бренд „Беловежские сыры“. Они тоже как инвесторы по технологии заходят в проект. За счет того, что мы используем их бренд, они будут развивать продажи», — сказал Халиуллин «Бизнес Online».
Гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова сказала «Агроинвестору», что, с одной стороны, развитие крупного сыродельного предприятия — хорошая идея. Однако нюанс в том, что производство строится исключительно под контрактное производство и СТМ. «Без собственных брендов и системы продвижения предприятие обречено на очень низкую маржинальность и зависимость от держателей бренда. Оно будет иметь длительный срок окупаемости. Если с собственным брендом и его развитием такой завод можно окупить за 5,5−6,5 лет, то в данном случае низкая маржа приведет к тому, что реальный срок окупаемости может составить 7−8 лет», — считает она.
По мнению Петровой, нужно внимательно изучать рынок не только в текущем моменте, но и смотреть на то, как он будет развиваться в ближайшие 10 лет. «Наш рынок далек от ситуации, когда существуют долгосрочные контракты. В России партнеры меняются достаточно быстро, контрактные обязательства нарушаются. Это может быть большой проблемой. Для того, чтобы предприятие было прибыльным и эффективным, доля СТМ не должна превышать 10%», — считает Петрова.
Кроме того, для эффективности предприятия нужно позаботиться о себестоимости, а значит, это должна быть специализация на определенных видах сыров. В противном случае достичь эффективность будет невозможно, считает Петрова. В целом на рынке сыров растет доля СТМ, наблюдается активный рост спроса на сырные продукты, также идет рост тендерных поставок в торговых сетях, добавляет она.
По мнению Петровой, в дальнейшем рынок будет двигаться разнонаправлено. Потребители будут внимательно относиться к цене из-за снижения доходов. В структуре рынка все большую долю будет занимать HoReCa. При этом спрос на высококачественные сыры по-прежнему сохраняется, отметила Петрова. Производителям стоит обратить внимание на брендинг, стабильность качества и оптимальные линейки.
Партнер компании «НЭО Центр» Альбина Корягина сказала «Агроинвестору», что бизнес-модель предполагаемого проекта очень интересна. «Конечно, принцип работы под чужими брендами не нов, и очень многие сыроварни выпускают сыры под СТМ сетей или федеральными брендами. Но, насколько мне известно, это первое такое предприятие в России, планирующее работать без собственной торговой марки», — отметила она.
По ее мнению, это существенно снижает предпринимательские риски проекта — не нужно беспокоиться о построении сбыта, логистики, технологии производства. Такая бизнес-модель заметно уменьшает маржинальность бизнеса, но компания получает стабильный доход. «Сосредоточившись только на контроле закупки сырья и самого производства, руководитель может отдать этим процессам все свои силы и время. Мне кажется, это перспективная схема для многих небольших региональных агропроизводителей», — заключила Корягина.