По итогам 2021 года объем экспорта молочных продуктов превысил в молочном эквиваленте 1 млн т, что на 15% больше показателя предшествующего года. В денежном выражении объем экспорта вырос на 29% - до $ 470 млн. На протяжении второго года подряд молочная индустрия демонстрирует рекордные объемы экспорта.

- Реклама -
Подписка на журнал «Переработка молока»

«Несмотря на то, что многие эксперты изначально крайне скептично отнеслись к потенциалу российских молочных продуктов на мировом рынке, компании успешно наращивают и объемы поставок, и расширяют географию экспорта — подчеркнул генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. — Мы рассчитываем, что снижение барьеров к получению господдержки позволит еще больше увеличить поставки молочной продукции на зарубежные рынки, в том числе за счет биржевых продуктов».

Наиболее растущей категорией двух последних лет является молочная сыворотка: в 2020 г. объем экспорта вырос в 3 раза, в 2021 г. — еще в 2 раза, до 13,6 тыс.т. Росту объемов экспорта способствует развитие внутреннего производства сыров и сопутствующего продукта — сухой сыворотки и сывороточных продуктов. Также драйвером экспорта в 2021 г. стало мороженое (+26%, до 33,1 тыс. т), сыры (+24%, до 27,0 тыс. т), питьевое молоко и сливки (+24%, до 46,6 тыс. т).

В объеме российского экспорта молочных товаров практически четверть составляют сыры (23%, или $ 110 млн), пятую часть — кисломолочная продукция (20%, или $ 96 млн), а также мороженое (18%, или $ 85 млн). Вместе с тем в 2021 г. выросли экспортные поставки сухих молочных продуктов, в том числе в Китай, — сухого цельного молока и сухой молочной сыворотки. Китай при этом стал ключевым импортером российского сухого цельного молока и занял третью позицию по поставкам сыворотки. Сухие молочные продукты — это стратегическая группа молочной продукции, биржевой товар, востребованный в странах-импортерах, с которым Россия может выходить на рынки стран дальнего зарубежья. Развитие производства сухих молочных продуктов в России позволит нарастить присутствие российских экспортеров на мировом рынке.

По данным Союзмолоко, в ТОП-5 импортеров молочной продукции из России вошли Казахстан, Украина, Беларусь, США и Узбекистан. Наибольший рост поставок пришелся на Казахстан, США, Украину, а также на ряд прочих стран, в том числе Китай. При этом США увеличили поставки по сравнению с 2020 годом практически в 3 раза — до $ 29,6 млн. Наибольшей популярностью там пользуется российское мороженое. Расширение географии экспорта — еще один тренд последних лет. Если традиционно российская молочная продукция поставлялась в основном в страны постсоветского пространства, на которые приходилось более 90% всех отгрузок, то сегодня доля стран дальнего зарубежья выросла уже до 14%.

В части развития экспорта, по словам Белова, Минсельхозом России, Россельхознадзором, ФГБУ «Агроэкспорт» и РЭЦ ведется активная работа с бизнесом, направленная на открытие новых рынков и снятие барьеров к поставкам российской молочной продукции. Так, в прошлом году Союзмолоко работал в рамках механизма рабочих групп (консультаций) с Россельхознадзором по вопросам ветеринарного сопровождения ВЭД, участвовал в разработке серии новых экспортных руководств — гайдов по выходу российской молочной продукции на рынки ОАЭ, Саудовской Аравии, Индонезии, Южной Кореи, Малайзии, Египта, Израиля, Сингапура, Филиппин, Азербайджана. Глава союза представлял российскую молочную отрасль в ходе бизнес-миссий и специализированных международных форумов: Алжир, Марокко, Сербия, Индия, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, КНР.

Союзмолоко в настоящее время прорабатывает совместно с Минсельхозом России вопрос дальнейшего совершенствования системы поддержки экспортеров. «Мы рассчитываем, что в условиях ограниченного платежеспособного спроса внутри страны компании будут активно наращивать экспортные поставки, — отметил глава Союзмолоко. — Этому будет способствовать и дальнейшая консолидация в секторе. Развитие мер государственной поддержки, снятие взаимоисключающих ограничений на доступ к мерам поддержки и упрощение условий ее получения позволит в короткой перспективе сформировать условия для дальнейшего развития экспорта.»