Емкость рынка органических сыров в России оценивается в 16,3 тыс. тонн и растет из года в год. При этом нынешние производители такой продукции не могут удовлетворить и половины спроса на нее. Об этом рассказал гендиректор компании «Аспэк органик» Анатолий Носуленко на Международной выставке оборудования для производства молока и молочной продукции DairyTech.

- Реклама -
Международная молочная неделя

«Российский рынок производства органических сыров находится в зачаточном состоянии. В стране насчитывается всего 12 производителей, что составляет около 0,1% рынка молочных продуктов», — рассказал он.

Связано это со сложностью организовать органическое производство сыра. Производители должны быть обеспечены собственными полями и органическими кормами для выращивания животных и получения органического молока. Процесс строительства и сертификации такой фермы занимает от трех до четырех лет.

«Казалось бы, можно купить у соседа органическое молоко. Однако в этом-то и проблема, что в России на сегодня производителей органического молока крайне мало», — отметил Анатолий Носуленко.

Вторая проблема в организации производства органического сыра заключается в требовании к содержанию в составе неорганического сырья на уровне не выше 5%.

«И если мы говорим об обычных сырах без наполнителя, то здесь все легко. Но если мы используем наполнители (трюфель, прованские травы, оливковое масло, паприку), то этот компонент в продукте не должен превышать 5%. Кроме того, в этой неорганической продукции не должно быть ГМО», — прокомментировал Анатолий Носуленко.

Еще одно важное требование — использование органического сырья должно четко прослеживаться. При производстве и перемещении оно должно быть строго отделено от неорганической продукции.

Сложности заключаются и со сбытом продукции. В силу ее высокой стоимости реализовать такой товар можно лишь в городах-миллионниках. Лидерами рынка остаются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Татарстан.

«Реалии таковы, что на экорынках реализуется не более 15% объема производимой продукции. На интернет-заказы приходится до 10%. Специализированные магазины и отдельные премиальные лавки потребляют до 25%. А основным же каналом сбыта остаются торговые сети с „органическими“ полками, на которые приходится до 50% объема сбыта», — рассказал директор производственной компании.

В реализации органической продукции есть еще один риск. В силу того, что в ней нельзя использовать стабилизаторы, срок хранения этой продукции сильно ограничен. «Торговые сети же хотят видеть на своих полках продукцию со сроком годности от полугода до года», — добавил эксперт.

Производители такой продукции также сталкиваются с непониманием российских потребителей и байеров, чем органическая продукция отличается от фермерской и почему за нее нужно доплачивать.