Накануне нового года «Ветеринария и жизнь» провела опрос среди ключевых экспертов АПК, руководителей отраслевых ассоциаций и представителей зообизнеса о главных трендах 2022 года.

- Реклама -
Международная молочная неделя

Людмила Маницкая, председатель совета — директор Молочного союза России

Что ждет отрасль в 2022 году?

— В наступающем году мы должны стремиться к достижению уровня самообеспеченности по молоку и молочным продуктам, заложенного в Доктрину продовольственной безопасности РФ, увеличивать потребление, приближая его кутвержденным научно обоснованным нормам, расширять номенклатуру и ассортимент, заботиться о качестве и безопасности нашей продукции, поддерживать и укреплять курс на импортозамещение и развитие экспорта.

Говоря о перспективах, считаю, что было бы очень своевременно, полезно и целесообразно активизировать и перезапустить проект «Школьное молоко», у истоков которого в свое время стоял Молочный союз России.

Как будет меняться производство по сравнению с 2021 годом?

— Мы ожидаем дальнейшего роста производства молока. Его валовое производство в России в 2020 году в хозяйствах всех категорий составило 32,2 млн тонн, в 2021 году ожидается увеличение до 32,6 млн тонн, а при условии сохранения такой динамики на горизонте начинает появляться важная психологическая отметка в 33 млн тонн.

Другое дело, что рост производства в последние годы происходил на фоне снижения дойного поголовья, убыль составляет 100 тыс. голов в год. Это значит, что повышается отдача, продуктивность животных. Говоря экономическим языком, растет результативность при снижении величины ресурса — это интенсивный путь, но он имеет предел. Но саму негативную тенденцию к снижению поголовья хотелось бы остановить.

По нашим примерным оценкам, в 2022 году питьевого молока будет произведено около 5,5 млн тонн, производство сливок приблизится к отметке 200 тыс. тонн, сливочного масла будет выработано около 300 тыс. тонн, сыра — 550−600 тыс. тонн, кисломолочных продуктов может быть произведено до 3 млн тонн, в том числе около 500 тыс. тонн сметаны. Производство мороженого ожидаем в районе 450 тыс. тонн (у этого вида продукции, заметим, большой экспортный потенциал), высокими темпами растет производство молочной сыворотки.

Какие новые проекты, законодательные изменения ожидаются в отрасли?

— Среди самого насущного — с 1 декабря 2021 года запущен четвертый этап цифровой маркировки молочной продукции, который обязывает наносить средства электронной идентификации на молочные продукты сроком годности 40 суток и менее, и предприятия его в большинстве своем освоили.

Но есть и новое: вывод продукции из оборота, так называемое гашение. Оно происходило автоматически, по истечении сроков годности, а в следующем году будет необходимо выводить из оборота через кассы: со сроком хранения 40 суток и менее — с 20 января 2022 года, со сроком хранения свыше 40 суток — с 1 июня 2022 года.

И это уже накладывает ряд обязательств на розничную торговлю. Есть опасения, что рознице чисто технически будет нелегко справляться с таким потоком. Мы слышим просьбы отложить требование вывода из оборота через кассы и оставить действующий порядок.

В следующем году ожидается вступление в силу закона «Об ограничении выбросов парниковых газов» и проекта постановления правительства по определению критериев субъектов, подпадающих под регулирование.

Мы считаем, что дополнительное регулирование, налагаемое на отрасль, усложненное администрирование и неотработанный учет в этой сфере могут лечь новыми обременениями и издержками на животноводство, привести к росту затрат.

Есть опасения, что это может способствовать росту себестоимости молочной продукции и цен на нее. Поэтому, по нашему мнению, следует вывести молочное животноводство из-под регулирования закона о парниковых газах.

Что ждете от года Черного Тигра и какие пожелания адресуете друзьям и коллегам?

— Год Черного Тигра, как и положено этому символическому животному, приближается мягко, но уверенно и неотступно. Я желаю всем скорейшей и успешной адаптации к изменяющимся условиям.

Молочной отрасли никогда не было легко. Но надо двигаться вперед, нужны новые бизнес-идеи, новые импульсы развития, нужен заряд хорошей энергии. Будем преодолевать трудности, продолжать работать, настрой наш, несмотря ни на что, оптимистический.