Молочный союз зафиксировал исторический минимум потребления молока в России. Об этом в интервью «Ветеринарии и жизни» сообщила председатель совета Молочного союза Людмила Маницкая. Глава отраслевого союза также подняла острые темы торговых наценок на молочную продукцию (до 150%) и роста себестоимости производства на фоне падения доходов россиян.

- Реклама -
Вебинар

При этом Людмила Маницкая сообщила, что производство молочной продукции растет, а помогает этому система Россельхознадзора «Меркурий», которая способствует очищению рынка от фальсификата.

Людмила Николаевна, Молочный союз всегда поднимает острые темы. Одна из них — наценки в торговых сетях, которые достигают 150%. Как видите решение этой проблемы?

Людмила Маницкая: Молочный союз России всегда выступает за то, чтобы в рынок не было вмешательства государства. Но в данном случае, когда доходы населения упали, а торговые наценки возросли, вымываются фактические доходы предприятий молочной отрасли по переработке и производству молока.

Мы были вынуждены написать письмо в ФАС (Федеральную антимонопольную службу) от Молочного союза России, в правительство, для того чтобы разобрались, насколько эти наценки возможны, ведь таких наценок нет ни в одной стране мира.

Такие наценки влияют напрямую на уровень потребления?

Людмила Маницкая: Безусловно. В 2020-м годовое потребление составило 234 кг молока на человека. Хотя, по оценкам Минздрава, должно быть не менее 325 кг на человека. Я хочу вам напомнить, что в 1990 году было 385 кг на человека. И для сравнения: в Нидерландах потребление молока составляет 500 кг на человека, в Германии и Франции — 400 кг на человека.

У нас сегодня в России исторический минимум потребления молока.

Еще одна проблема отрасли — это себестоимость продукции. Насколько вырос этот показатель?

Людмила Маницкая: Только за сентябрь себестоимость продукции выросла на 8%, это очень много. Каждый год в сезон цены на молоко поднимаются. Однако если учесть, что денежные доходы населения уменьшились за 2020 год на 3,5%, кроме того, в 2020 году число безработных повысилось на 835 тыс. человек, то сегодня это очень сложная ситуация. И нужно думать, каким образом остановить этот процесс. И в этой ситуации требуется вмешательство правительства.

Еще один вопрос, связанный с себестоимостью, — это энергозатраты. Вы говорили, что со стороны энергоснабжающих компаний ведется несправедливая политика в отношении сельхозпроизводителей.

Людмила Маницкая: Это так. Они продают энергию по нерегулируемым ценам. И чем ниже напряжение, тем выше цена. Бывает так, что в одном районе перерабатывающее предприятие в три раза меньше платит, чем производитель молока. Вот с этим вопросом надо тоже разбираться. То есть как может развиваться производство молока, когда столько препон.

Давайте по производству поговорим. По итогам года на какую цифру выйдете?

Людмила Маницкая: Что касается производства, 2020 год был очень тяжелым для молочников. Первое — ушла HoReCa. Что такое HoReCa? Это снабжение детских садов, школ, гостиниц, курортной зоны. То есть практически 30% продукции исчезло с рынка. Мы думали, что наши предприятия уйдут в очень большой минус.

Однако производство молочной продукции не просто не упало, а по некоторым позициям даже выросло.

Почему?

Людмила Маницкая: В 2019 году была введена в эксплуатацию система Россельхознадзора «Меркурий». В 2020 году с помощью этой системы выявили 3230 предприятий-фантомов. Это такие предприятия, которые не платили налоги и в реальности не существовали.

В связи с этим рынок стал оздоравливаться, очищаться. У добросовестных предприятий появилась возможность занять этот рынок.

Это действительно хорошо. Еще одна ситуация, которая требует перемен, — это соотношение импорта и экспорта молочной продукции.

Людмила Маницкая: По данным Росстата, объем экспорта немного возрос. Но разве могут быть большие объемы экспорта, если у нас самих дефицит молока? Тем не менее экспортировать надо.

Российские производители молочной продукции выходят на рынок Африки.

Людмила Маницкая: Да. И Азии. И в том числе, например, на рынок Саудовской Аравии.

Какая продукция пользуется спросом?

Людмила Маницкая: Мороженое.

Нас немного подвел ковидный год. Если в 2017 году мы полторы тысячи тонн мороженого экспортировали, в этом году — тысячу. Но в сравнении с прошлым годом рост есть благодаря Россельхознадзору.

Если не ошибаюсь, в 2021 году рост поставок мороженого за рубеж составил 145% по сравнению с 2020-м.

Людмила Маницкая: Да, совершенно верно.

comments powered by HyperComments