Итоги развития молочной отрасли в 2020 г. и перспективы на следующий год обсудили мировые и российские аналитики на заседании «Молочных сессий 9.2», которое прошло в онлайн-формате 8 декабря при поддержке компании «Кизельманн». Организаторами встречи выступили информационно-аналитическое агентство Milknews и Национальный союз производителей молока (Союзмолоко).

- Реклама -

По оценкам генерального директора Союзмолоко Артема Белова, уходящий год сложился для молочной отрасли положительно, несмотря на пандемию коронавируса.

«По итогам первого полугодия доходы населения сократились на 3,7%, однако спрос на молочную продукцию не снизился», — отметил он. По словам Артема Белова, на это повлияло несколько факторов. «Во-первых, это выделение государством порядка 400 млрд руб. социальной поддержки населению из-за коронавируса. Во-вторых, закрытые границы, из-за чего часть самого платежеспособного населения не уехало в летние месяцы. Кроме того, заметно изменилась и структура спроса: вырос интерес к молокоемким продуктам, таким как масло, сыры и сметана. Эти продукты используются для приготовления блюд в домашних условиях, тренд на домашнее потребление получил широкое развитие в пандемию», — отметил гендиректор Союзмолоко.

По словам управляющего партнера The Boston Consulting Group Максима Бахтина, вынужденное изменение потребительского поведения привело к большему доверию покупателей локальным брендам.

«Больше половины российских потребителей поменяли свои привычки: то, как они работали и проводили свободное время. Это, в том числе, привело к увеличению доверия покупателей к локальным брендам», — отметил он.

Вместе с тем, аналитики заметили, что на отрасль оказывает негативное влияние ценовая ситуация на рынке.

«Темпы роста цен были ниже инфляционных значений. Очень сложно было вести диалог об изменении цен с торговыми сетями. Цены на молочную продукцию выросли (3,8%), но рост был существенно ниже средних потребительских цен (5,1%). С одной стороны, это оказало положительное влияние на спрос. Однако, с другой стороны, такая ситуация несет в себе существенные риски для отрасли на фоне роста себестоимости производства и, как следствие, снижение доходности», — подчеркнул генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.

Развитие рынка в дальнейшем во многом зависит от того, как правительство будет отвечать на текущую ситуацию, считают эксперты.

Участники дискуссии ожидают падения ВВП на уровне 4−6%, рост безработицы — от 5 до 7%. Кроме того, часть населения потеряет занятость частично. Это будет оказывать негативное влияние на спрос.

«Вряд ли стоит ждать восстановления доходов населения в 2021 г. Факторы, которые оказывали положительное влияние на рынок в 2020 г., не будут способствовать развитию спроса в следующем. Можно ожидать снижения или, как минимум, стагнации спроса на уровне 2020 г. На этом фоне можно прогнозировать увеличение потребления более дешевых продуктов с заменителем молочного жира», — заметил Артем Белов.

Участники встречи сделали прогнозы на будущий год. Так, генеральный директор аналитического агентства GIRA Кристоф Лафужер ожидает прироста потребления и производства молока в Китае.

«Объем производства товарного молока в Китае вырастет на 25% в следующие 5 лет. Мы видим значительное увеличение инвестиционной активности на уровне производства молока со стороны крупных игроков. Кроме этого, прогнозируется рост спроса и производства технических ингредиентов из молока. При этом большая часть ингредиентов будет идти на китайский рынок из-за рубежа», — считает эксперт.

На российском молочном рынке аналитики ожидают увеличения экспортной активности и роста производства товарного молока.

«Мы прогнозируем прирост экспорта — до 24% в натуральном выражении с учетом той динамики, которая есть сейчас. Кроме этого, будет значительный прирост производства товарного молока — до 3%, а также снижение импорта молочной категории — до 7%», — сказал Артем Белов.

Важной темой для обсуждения стали изменения в законодательстве и государственная поддержка в 2021 г.

«Ситуация с господдержкой в молочной отрасли остается стабильной по сравнению с другими секторами. По итогам года мы видим рост объемов поддержки по отдельным направлениям, в частности по льготным кредитам, а также возмещению части прямых понесенных затрат. В следующем году направления и объемы господдержки останутся теми же. Будут расширены перечни направления целевых льготных кредитов, пролонгирована льготная ставка НДС на импорт племенного скота, расширено использование льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов», — рассказал генеральный директор Союзмолоко.

В онлайн-конференции приняли участие более 70 руководителей предприятий молочного сектора, в том числе участники рейтинга ТОП-30 производителей и переработчиков Milknews. Следующее заседание «Молочных сессий» пройдет 15 апреля 2021 г. в очном формате. Официальный спонсор клубных встреч главных инвесторов отрасли — компания «Кизельманн».

comments powered by HyperComments