Проект Роспотребнадзора, которым предлагается обязать производителей пищевых продуктов доказывать информацию на этикетке, поступил на обсуждение в отраслевые союзы.


Как следует из проекта (есть в редакции «ВиЖ»), информацию на этикетке производитель будет обязан доказывать результатами лабораторных исследований или научно-исследовательских работ, подтверждающих пользу продукта. Также в качестве доказательств указано соответствие нормативам содержания веществ и наличие методов для их определения. В Рыбном союзе России считают, что проект Роспотребнадзора противоречит техрегламенту Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).

- Реклама -

«Техническим регламентом установлено, что наряду с отличительными признаками, указанными в Приложении 5 к этому техническому регламенту, существует множество отличительных признаков продуктов, они могут быть разноплановые. В связи с этим критериев доказывания их наличия не может быть предусмотрено в техрегламенте», — пояснил юрист Рыбного союза Александр Киселев.

Ряд признаков продуктов вообще сложно доказать лабораторным путем, отметил эксперт.

«Например, часто пишут на рыбной продукции фразу „Сделано в море“. Доказательством того, что продукт „сделан в море“, является ветеринарный сертификат, технологическая инструкция, наличие оборудования на судне для изготовления этого продукта, наличие квоты — все это у производителя есть и без дополнительных лабораторных исследований», — пояснил Александр Киселев.

Эксперт также обратил внимание на несостоятельность требования о «наличии методов, позволяющих провести оценку пищевых продуктов по содержанию веществ».

«Вполне может быть, что не для всех пищевых ингредиентов, пищевых добавок, микроэлементов есть официальные методики определения их наличия в пищевой продукции», — рассказал юрист.

В Рыбном союзе считают, что проект Роспотребнадзора противоречит и положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.

«Поскольку содержит административные барьеры для возможности указания отличительных признаков пищевой продукции, для определения которых отсутствуют методы исследований и испытаний», — уточнил юрист.

Он также добавил, что такие требования могут поставить российских производителей в неравные конкурентные условия с предприятиями из других стран ЕАЭС, где отсутствуют аналогичные нормативно-правовые акты. В Молочном союзе считают, что в предложении Роспотребнадзора нет ничего нового.

«Любая информация, включая и отличительные признаки продукта (например, продукт содержит много белка, не содержит лактозы, не содержит консервантов и красителей и т. д.), просто так на этикетку не должна выноситься, только с регулярным подтверждением лабораторными анализами. Роспотребнадзор и сейчас, до введения этого приказа, контролирует данные параметры», — рассказала «Ветеринарии и жизни» председатель совета Молочного союза России Людмила Маницкая.

По ее словам, возможно, после вступления приказа в силу отдельные производители будут более тщательно подходить к тому, что они пишут о продукте, например, в рекламных целях.

«И прежде чем написать, что это «экопродукт», «натуральный» или «живой» продукт, подумают: «А чем я буду подтверждать эту информацию при проверке Роспотребнадзором?» — отметила Людмила Маницкая.

По мнению президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Германа Зверева, официальные производители рыбной продукции и без того добросовестно относятся к маркировке на этикетках и не вводят в заблуждение покупателей. По его словам, вся рыбная продукция производится в соответствии с требованиями техрегламентов ЕАЭС, на производствах присутствуют ветврачи и технологи, которые контролируют всю производственную цепочку: от поступления рыбы и морепродуктов на завод до выпуска готовой продукции.

В то же время в Рыбном союзе считают, что приказ Роспотребнадзора должен ссылаться на техрегламент ТС 022/2011 и носить рекомендательно-методический характер, быть полезным производителю, а не жестко ограничивать способы доказывания.

«В рекомендациях могут быть в том числе и лабораторные исследования, при наличии методик. А также другие различные способы для подтверждения производителем отличительных признаков продукции», — резюмировал Александр Киселев.

comments powered by HyperComments