7 октября начала работу 22-я Российская агропромышленная выставка «Золотая осень — 2020» — главное деловое событие в отечественном АПК, ежегодно организуемое Минсельхозом России.

- Реклама -

В церемонии открытия приняли участие Председатель Правительства Михаил Мишустин, Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко и Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, которые осмотрели виртуальную экспозицию выставки и ознакомились с результатами работы агропромышленных предприятий ряда регионов страны.

В этом году выставка проходит в онлайн-формате, что позволит расширить аудиторию мероприятия и познакомить с ключевыми тенденциями и достижениями агропромышленного комплекса максимальное количество человек. Посетители могут осмотреть экспозицию на специально разработанной интернет-платформе золотаяосень2020. рф, которая дает широкие возможности для презентации регионам России, производителям продукции АПК, сельскохозяйственной техники и оборудования, предприятиям химической промышленности и другим участникам рынка. Благодаря цифровому формату впервые в истории выставки в ней принимают участие все 85 субъектов Российской Федерации, которые демонстрируют свои успехи в развитии сельского хозяйства и цифровых технологий для АПК.

8 октября, в рамках выставки состоялся «круглый стол» Россельхознадзора «Экспорт российской продукции АПК. Достижения и проблемные вопросы». Ведущий — Артем Даушев, советник руководителя Россельхознадзора.

Среди основных спикеров выступила Людмила Маницкая, председатель Совета Союза, которая привела статистику экспорта и импорта молочной продукции, а так же охарактеризовала ряд проблем, связанных с экспортом молочной продукции из России в другие страны, включая ЕАЭС.

На сегодняшний день в системе «Цербер» Россельхознадзора на экспорт аттестованы и имеют право поставок — 254 молокоперерабатывающих предприятий. Это всего 5,5% от всех предприятий, внесенных в реестр экспортеров животноводческой продукции. Причем, поставляют только 159 предприятий. Из них значимые поставки (от 100 тонн) осуществляют только 53 предприятия.

Если сравнить досанкционный период и 2019-й год, то молока и молочной продукции по данным ФТС России в 2019 году мы поставили на сумму 249 млн. долл США. Это на 25% меньше чем в 2014 году. И все же в 2019 году — это самый высокий показатель экспортной торговли молочкой за 5 «санкционных» лет.

В первое полугодие 2020 года мы поставили почти 100 (99,8) тыс. тонн молока и молочной продукции (примерно около 100 тыс.т. в пересчете на сырое молоко), что на 36% больше (73,1 тыс.т.) аналогичного периода 2019 года. В 2020 году Россия получила право поставок молочной продукции в 60 стран. Фактически экспорт осуществлялся только в 17 стран. Наибольший объем (72%) молочной продукции поставляется в Беларусь, Украину и Казахстан.

Если проанализировать экспорт молока и молочной продукции в другие страны по август (за 8 месяцев), то он снизился, в том числе в Китай (до 248 тонн в августе 2020 года, в сравнении с августом 2019 года — 984 тонн), за исключением сыров и творога (увеличение на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Каковы же причины медленного завоевания российской «молочкой» внешних рынков?

Одна из них — наша молочная продукция пока не так конкурентоспособна на мировом рынке, как продукция других стран. Наши технологии пока не позволяют добиваться высочайшего качества, например, той же сухой сыворотки или сухого молока, за исключением пары примеров наших заводов, удовлетворяющих внутренний рынок.

Несоответствие российской продукции требованиям стран-импортеров. Случаев по молочке совсем немного, но есть над чем задуматься. Например, выявляются такие проблемы, как миграция алюминия в упаковке, контактирующей с пищевой продукцией, или несоответствие по показателю общего микробного числа.

Кроме того, многими странами-получателями предъявляются высокие требования по ветеринарно-санитарному благополучию и признанию регионализации территории России, в том числе по ящуру. Эти требования зачастую выше норм международного ветеринарно-эпизоотического Бюро. От выполнения этих требований до подписания протоколов по доступу предприятий АПК проходит много времени, иногда до полугода.

Еще одна проблема — логистическая. Основная масса поставок приходится на страны СНГ — экспортируется преимущественно кисломолочная продукция, сыры, сырные продукты и творог. Высокие затраты на транспортировку, период которой часто не «укладывается» в сроки годности продукции, увеличивает цену продукта. Существенно нарастить экспорт не позволяет и дефицит специализированного подвижного состава для перевозки молочной продукции на дальние расстояния.

Другая проблема — отсутствие финансовых средств у российских предприятий на изучение потребительского спроса на внешних рынках; иностранные потребители отличаются вкусовыми предпочтениями, особенностью восприятия продуктов, у них свой национальный уклад и традиции потребления продукции. Все это требует существенных вложений.

Наконец, еще одна проблема — это отсутствие юридического сопровождения российских экспортеров.

В связи с перечисленными проблемами, представляется логичным актуализировать меры поддержки государства, и пересмотреть инструменты поддержки экспортёров с учётом их эффективности, в том числе через усовершенствование законодательной базы, регулирующей порядок экспорта подконтрольной продукции.

Кстати, эти вопросы в начале сентября 2020 года Правительство России уже обсудило. Принято решение актуализировать национальный проект «Международная кооперация и экспорт», который решит вопросы формирования новой системы ключевых показателей эффективности по экспорту; формирования механизма выделения ресурсов на реализацию мероприятий по экспорту, с привязкой к росту объёмов российского экспорта.

Например, основные мероприятия будут реализованы через информационную систему «Одно окно», созданную на базе цифровой платформы Российского экспортного центра. Предполагается, что эта услуга будет по аналогии с многофункциональным центром (МФЦ), который работает для российских граждан. Пока эта услуга не действует. Но предполагается, что весь документооборот компании-экспортера будет переведен в электронный режим, и облегчит выход и сопровождение компании на внешние рынки. Это упростит взаимодействие экспортёров с министерствами и контролирующими органами, и снизит операционные и административные издержки компаний.

Все это позволит соблюсти интересы российских производителей и переработчиков, и интересы государства.

Что касается импорта. Мы больше импортируем молочной продукции, чем экспортируем. Если в первом полугодии 2020 года мы экспортировали, как я говорила, около 100 тыс. тонн молока и молочной продукции, то за этот же период Россия импортировала 532,5 тыс.тонн. Это более чем в 5 раз больше экспортного объема. А в пером полугодии 2019 года разница импорта (488 тыс.т.) и экспорта (73,1 тыс.т.) составляла почти в 7 раз. Если взять 2019 год, то в Россию, по данным ФТС России, было импортировано молочной продукции в пересчете на молоко 5,5 млн. тонн, в том числе 85% из Республик Беларусь (80%) и Казахстан (5%).

Конечно, сегодня молокоперерабатывающие предприятия нашей страны не стоят в стороне от проблем экспорта, и решают их по-своему: проводят глубокую модернизацию производства, разрабатывают современные технологии сохранности продукта от быстрой порчи, работают над потребительской упаковкой с целью ее адаптации к той или иной стране с учетом местных традиций.

Но, без помощи государства завоевание рынков сбыта крайне затруднительно, и должно сопровождаться не только экономическими методами, но и юридической и дипломатической поддержкой.

Именно поэтому сегодня важна перезагрузка инструментов поддержки экспортёров с учётом их эффективности и влияния на достижение национальных целей развития.

«Золотая осень — 2020» будет работать до 10 октября 2020 года.

comments powered by HyperComments