Проблема 1. Низкие темпы обновления технологического оборудования

Основные фонды многих предприятий отрасли не обновляются десятилетиями, а если обновляются, то низкими темпами. Одна из причин такого положения — зависимость от поставок по импорту при значительных потребностях рынка технологического оборудования. Другая причина — это то, что 50% затрат на обновление материальной базы предприятия вынуждены нести самостоятельно, имея низкую рентабельность (9,6% в среднем в 2018 г.).

- Реклама -

Потребности рынка в видах оборудования по важнейшим подотраслям оцениваются в процентных долях следующим образом: пищевые продукты, напитки и табачные изделия — 82,2%, хлебопекарная промышленность — 7,1%, производства по обработке и переработке молока — 4,5%.

Проблема 2. Несоответствие технологических процессов на предприятии экологическим требованиям

Многие пищевые предприятия относятся к объектам, оказывающим значительное негативное влияние на окружающую среду. Это крупные предприятия по переработке мяса и мясопродуктов, картофеля, фруктов и овощей, молочной продукции, растительных и животных масел и жиров и др.

Начиная с 2019 года в России все предприятия должны получать индивидуальный экологический паспорт и на основании его — экологическое разрешение, критерием получения которого будет соответствие технологических процессов на предприятии требованиям наилучших доступных технологий.

Проблема 3. Высокая материалоемкость производств и зависимость от импорта

В структуре себестоимости продукции пищевой и перерабатывающей промышленности материальные затраты доходят до 75%, в т. ч. сырье — составляет около 50%. В результате образовываются отходы в значительных объёмах, которые необходимо утилизировать при помощи современных технологий. Кроме того, отрасль становится экономически эффективной только при условии максимального использования отечественного сырья. Политика импортозамещения в значительной степени решила этот вопрос и как результат, обеспечено выполнение критериев Доктрины продовольственной безопасности, а также рекомендованных Минздравом РФ рациональных норм потребления по важнейшим продуктам питания — мясо, хлебобулочные изделия, картофель, сахар, растительное масло. Однако в отношении производства мяса крупного рогатого скота (КРС), а также молока и молочных продуктов рациональные нормы потребления не достигнуты несмотря на импорт этих продуктов. Также серьезные проблемы с обеспечением отечественным сырьем имеет крахмалопаточная промышленность.

Проблема 4. Низкий уровень инновационной активности

Инновационная активность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности находится на низком уровне — процентная доля инновационной продукции в структуре производства составляет 9−10% (например, в США — 50%). В предшествующие 5 лет рентабельность вложений в инновации была крайне низкой (5−6%).

Технологические инновации в пищевой и перерабатывающей промышленности, как правило, направлены на получение новой продукции с уникальными свойствами, а не на совершенствование применяемых технологий производства.

Проблема 5. Контроль предприятий иностранными компаниями

Многие из подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности России в значительной степени контролируются зарубежными компаниями:

в табачной отрасли — на 96%,

в пивной промышленности — на 80%,

на рынке переработки молока — 60%,

на рынке соковой продукции — 70%,

на рынке замороженных овощей — 80%,

на рынке овощной консервации — 90%,

и т. д.

Доля иностранного капитала в пищевой и перерабатывающей промышленности РФ составляет 60% и продолжает расти. Помимо положительных моментов, можно видеть, что работа иностранных компаний на российском рынке приводит к уводу прибыли за рубеж, а часто и к закрытию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

При проведении технологической модернизации отрасли с участием государства необходимо соблюдать российские интересы, в противном случае модернизация может рассматриваться как процесс инвестирования в иностранные компании, извлекающие прибыль от работы на территории РФ.

Проблема 6. Нехватка собственных средств для осуществления модернизации

Как показывает мировая практика модернизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности — это масштабные преобразования, которые не могут осуществляться без мощной государственной поддержки в условиях недостаточности собственных средств у производителей. Очевидно, что и в условиях России для успеха модернизации необходимо привлечение масштабных инвестиций из федерального и региональных бюджетов в условиях целенаправленной государственной политики.

Государственная политика в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности в России представлена следующими документами:

Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г. Ссылка.

Проект стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 г. Ссылка.

Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 г. Ссылка.

Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. Ссылка.

Доктрина продовольственной безопасности РФ. Ссылка.

Источник:

Таточенко И.М., Таточенко А.Л. Технологическая модернизация российской пищевой промышленности: вызовы, проблемы // Modern science. — М., 2020. — № 1−2. С подробной информацией можно ознакомиться по ссылке.

comments powered by HyperComments