Ведущие отраслевые ассоциации и предпринимательские объединения Российской Федерации обратились к руководству стран-участниц ЕАЭС с предложением изменить подходы к внедрению маркировки товаров в рамках Евразийского экономического союза. По мнению представителей индустрий, продолжение проекта в условиях глобального экономического кризиса негативно отразится на добросовестных участниках рынка и станет препятствовать свободному передвижению товаров между странами.

- Реклама -

Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, СОЮЗМОЛОКО, АСКОНД, Национальный союз мясопереработчиков, Масложировой союз, РАТЭК, «Русбренд» и Ассоциация прямых продаж предлагают изменить подход к проекту в рамках ЕАЭС и вводить маркировку только при совместном решении всех государств-участниц по итогам общественного обсуждения. Необходимо исключить односторонний формат введения проекта, т.к. он может нанести вред всей экосистеме отношений государств в рамках Союза.

По замыслу российских чиновников, единая система маркировки товаров должна заработать в нашей стране с 2024 года. Инициатива в виде законопроекта «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в РФ» появилась еще в 2016 году. Напомним, в законопроекте тех лет была поименована, в том числе, готовая (переработанная) продукция из мяса и консервы. Введение маркировки в одностороннем порядке в любом из государств ЕАЭС автоматически усложнит доступ товаров из других стран и приведет к дополнительным затратам на выполнение дополнительных требований. Только в России общие затраты бизнеса на введение маркировки составят, по данным Научно-исследовательского финансового института, до 1,5 трлн. рублей, а 39 тыс. малых предприятий могут показать отрицательный экономический результат. Введение же маркировки на всем пространстве ЕАЭС может нанести существенный ущерб процессу функционирования единого экономического пространства.

Главной задачей цифровой маркировки провозглашается борьба с контрафактной и нелегальной продукцией. Но, как мы понимаем, система маркировки сама по себе не способна решить проблему нелегальной торговли и реализации контрафактной продукции. Например, несмотря на введение обязательной маркировки сигарет с 1 марта 2019 года, по данным исследований компании Nielsen, объем нелегальной торговли сигаретами в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился вдвое с 7,2% до 15,6%.

«Мы считаем, что маркировка как мера борьбы с контрафактом избыточна и неэффективна не только в России, но и на всем пространстве ЕАЭС, − сказал президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков. — Затраты от такого инструмента превысят предполагаемый ущерб от нелегального оборота товаров».

Затраты всегда ложатся в себестоимость, а, значит, на потребителя. По оценкам экспертов рынка, наиболее заметное удорожанию продукции произойдет в товарных категориях со сравнительно низкой ценой за единицу товара, к которым, в частности, относятся продукты питания.

comments powered by HyperComments