Аналитик Gfk Rus Юлия Пирязева в ходе конференции на выставке «Агропродмаш"-2019 рассказала о тенденциях молочного рынка в России с точки зрения сектора FMGG. Мы собрали наиболее интересные тезисы, касающиеся потребительских предпочтений.

- Реклама -

Бюджет покупателя перераспределяется из экономического сегмента в сторону лидеров рынка и премиальных продуктов.

По словам аналитика Gfk Rus, это касается не только всех товаров повседневного спроса (FMGG), но и продуктов питания, и молочных продуктов.

Несмотря на снижение во втором квартале 2019 года среднего чека на 1,3%, продажи в рублях специализированных сетей сектора выросли на 5,8%, средняя цена товаров выросла на 14,8%.

Сегодня размывается лояльность к конкретной торговой марке и конкретной торговой сети. Сегодня лишь две торговые сети наращивают лояльность потребителей: Вкусвилл и Азбука вкуса.

Для производителя сегодня важно в сфере потребительских товаров уходить в глубокий и широкий ассортимент. Для ритейлера важно акцентировать внимание на стратегии дифференциации.

По данным Gfk, ключевая категория в потребительской корзине (по затратам) — мясо и мясные продукты, молочные продукты находятся на третьем месте, но развиваются они быстрее.

При этом рост затрат потребителя на молочные продукты связан во-первых с тем, что растет частота покупок, во-вторых с тем, что увеличивается средний чек.

«Для ритейлера молочная категория очень важна. Она генерирует трафик и влияет на средний чек», — заявила Юлия Пирязева.

В молочной корзине основную массу занимает питьевое молоко и это логично. Однако другие категории в ней растут и показывают интересную динамику. Отрицательная динамика лишь у таких продуктов как кефир, ряженка и варенец. Снижение спроса на традиционные кисломолочные продукты аналитики связывают с переключением на более премиальные продукты. Однако, отдельные производители молочной продукции заявляют, что это обусловлено тем, что до молодого поколения не донесена польза традиционных кисломолочных продуктов, тогда как гиганты рынка заинтересованы в развитии высокомаржинальных групп десертов и йогуртов.

Самая растущая категория в молочной корзине — молочные напитки. Исторически к ней относились продукты на растительной основе (+30%) — они растут за счет переключения с других категорий, в том числе по причине моды на ЗОЖ, освещение «непереносимости» молока.

Не менее интересная категория — сыры.

«Есть сыры, которые упаковываются при покупателе на вес, те, что фасуются в магазине и продаются упакованными. Эти две категории показывают снижение. Сегмент сыра, упакованного в фабричную упаковку с фиксированным весом, набирает популярность среди покупателей», — подчеркнула Юлия Пирязева.

Россияне предпочитают продукт знакомого производителя в категории полутвердых и твердых сыров. Но есть отдельные сегменты сыров: сыры с плесенью (средняя цена <1000 руб.) — они показывают рост в потреблении более 36%.

Рост отмечен как в традиционных каналах сбыта, так и на новых форматах торговли. Потребители ищут качественный продукт в котором уверены. При этом переключаются на премиальные упаковки.

Активный рост демонстрируют моцарелла, сыр-косичка и чечил.

«Моцарелла скорее всего растет за привычки. Чечил и косичка растут как „здоровый перекус“ — снековая продукция», — заявила Юлия Пирязева.

Любопытный факт, согласно данным опроса 4,5 тыс. домохозяйств, 37% потребления продуктов питания — это потребление в целях пополнения запасов. Остальные случаи потребления — конкретизированные, направленные на определенное достижение целей: продукты для начала дня/решения для завтрака; продукт для удовольствия (творожные десерты), диетическая продукция.

comments powered by HyperComments