Впервые за пять лет в России снизилось производство сырных продуктов с заменителем молочного жира. Выпуск настоящего сыра продолжает расти. В том числе это стало следствием борьбы с фальсификатами, признают игроки рынка.


В январе—апреле 2019 года российские производители выпустили 57, 9 тыс. т сыров, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из опубликованных Минсельхозом данных Росстата.

- Реклама -

Параллельно упало производство так называемых сырных продуктов — они содержат молоко и произведены по технологии сыра, но часть молочного жира в них заменена другими компонентами, прежде всего растительными жирами. Таких продуктов в первые четыре месяца 2019 года было выпущено 57, 3 тыс. т, что на на 7, 6% меньше, чем годом ранее.

Производство сырных продуктов снизилось впервые за пять лет, указывает Артем Белов, исполнительный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Например, в 2018 году, по данным Минсельхоза, выпуск сырных продуктов увеличился на 5, 4%, до 190 тыс. т, в 2017-м — на 8, 2%, до 182 тыс. т.

До 2014 года доля сырных продуктов в рационе россиян, по словам Белова, была небольшой, но с введением продовольственного эмбарго в ответ на санкции ЕС и США, а также из-за экономического кризиса тренд изменился. В категории сырных продуктов, которые стоят, как правило, дешевле изделий из цельного молока, начался активный рост. Потребление традиционных сыров при этом стагнировало.

В 2018 году потребление сырных продуктов в России достигло своего пика, считает Белов. По его словам, сейчас доля сырных продуктов в общем объеме потребления сыров — около 25−27%, а весь российский рынок эксперт оценивает чуть меньше чем в 1 млн т.

Что говорят чиновники

В этом году растет производство не только различных видов сыров, но и творога и йогуртов, этому способствует постепенное изменение предпочтений потребителей, говорится в материалах Минсельхоза. В министерстве не ответили на запрос РБК.

Россельхознадзор предлагает свою трактовку событий. Снизившееся производство сырных продуктов, по мнению представителя ведомства Юлии Мелано, обусловлено тремя причинами:

-неминуемым вхождением молочной продукции в систему электронной ветеринарной сертификации «Меркурий»;

-активной работой с потребителем через СМИ;

-интенсивной практикой Россельхознадзора, который отзывал у недобросовестных производителей декларации о соответствии качества на молочную продукцию, в том числе на сыры.

Растущее потребление продуктов с заменителями молочного жира привлекло внимание государства: из-за недобросовестной конкуренции начали страдать российские производители молока. Бороться с молочным фальсификатом «до последнего патрона» призывал еще предыдущий глава Минсельхоза Александр Ткачев. Он предлагал запретить использовать при производстве сыра сухое молоко, а при производстве всей молочной продукции — растительные жиры. Чтобы сделать продукты с заменителями молочного жира менее привлекательными, Минсельхоз даже предложил повысить на них НДС с льготных 10 до 20%. Производители, впрочем, с этим не согласились, предупредив, что снижение производства молокосодержащих продуктов снизит объем потребления сырого молока и приведет к падению цен для производителей.

Триумф домашней моцареллы

С марта 2018-го по апрель 2019 года в крупнейших розничных сетях были проданы 310, 5 тыс. т сыров почти на 147, 5 млрд руб, оценивает исследовательская компания Nielsen (в целом во всей рознице продажи, по мнению Союзмолока, должны быть в разы больше). По сравнению с предыдущим аналогичным периодом был зафиксирован рост на 4% в натуральном выражении и на 11% — в денежном. Быстрее всего росла категория мягких сыров (+18% в натуральном выражении и +19% в денежном), а также моцарелла (+17 и 19% соответственно). С 2014 года поставки моцареллы из Европы (классическая моцарелла производится в итальянской Кампании) запрещены.

Что говорят производители

С января 2019 года понятие «молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира, произведенные по технологии сыра», в которых доля молочного жира должна быть не меньше 50%, закреплено в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции». Принципиальное изменение наименования позволяет очень четко отделить классический сыр от его заменителей, отмечает Белов из Союзмолока. По его мнению, в ближайшем будущем доля сырных продуктов в потреблении вряд ли будет расти.

«Определенную» роль в снижении производства сырных продуктов могло сыграть и ожидаемое полноценное внедрение системы «Меркурий», признает Белов. Система призвана прослеживать движение продукции от «поля до прилавка», с 1 июля этого года в ней будет учитываться готовая молочная продукция, что позволит изменить ситуацию с некорректной маркировкой.

Сейчас «Меркурий» контролирует только поступление сырого молока переработчикам, но не выход готовой продукции, указывает Дмитрий Матвеев, президент группы «Кабош» (входит в пятерку крупнейших в России производителей молока и выпускает более 20 традиционных сортов сыра). Поэтому, по его мнению, система сможет повлиять на динамику сырного производства только после июля.

На рост производства классического сыра, по мнению Белова, повлияло и ограничение импорта так называемых сыроподобных продуктов. В последние годы Россельхознадзор активно включился в борьбу с ввозившимися из-за рубежа «небезопасными и некачественными» сыроподобными продуктами, которые выдавались за сыр, но могли вообще не содержать молочного жира. В 2018 году Мелано оценивала, что ежегодно в Россию ввозится около 150−300 тыс. т таких продуктов, — они поступали через Белоруссию как продукция из Македонии и Ирана, но на самом деле производились на Украине.

С этого года сырные продукты, которые содержат менее 50% молока, по решению Евразийской экономической комиссии попали под ветеринарный контроль Россельхознадзора. Это привело к тому, что серьезно — по оценке Союзмолока, на 60−70%, — сократились реэкспортные поставки сыроподобных продуктов, отмечает Белов.

Исполнительный директор Союзмолока также обращает внимание на то, что с 1 июля вступает в силу постановление правительства, которое обязывает магазины ставить молокосодержащую продукцию на отдельные полки, чтобы их было легко визуально отличить от других продуктов. Опрошенные РБК ретейлеры не ответили на запросы РБК.

comments powered by HyperComments