Немецкая компания зарегистрировала классический советский дизайн бело-синей банки сгущенного молока на территории Евросоюза почти 20 лет назад. Другие производители, пожелавшие выпускать традиционный российский продукт в аналогичной упаковке в Европе, теперь не могут этого делать, в противном случае владелец торговой марки обращается в суд за нарушения интеллектуальных прав. Milknews рассказывает о ситуации подробнее.

- Реклама -
Агропродмаш

Немецкая любовь к российским товарам

Компании Steinhauer Holding GmbH & Co. KG, расположенной на севере Германии, недалеко от Гамбурга, принадлежит несколько десятков торговых марок, которые она официально зарегистрировала на территории Евросоюза. В названии практически каждого из брендов легко угадываются русские слова, часть из них полностью написаны на кириллице. В списке закрепленных за холдингом Steinhauer торговых марок есть мясные и рыбные продукты Lakomka, мясные, рыбные и молочные продукты Milochka, хлебобулочные изделия «Белый медведь», а также рыбные консервы «Доброфлот».

Кроме торговых марок, названия которых выполнены в виде надписей особыми шрифтами, Steinhauer принадлежат хорошо узнаваемые российскому покупателю дизайны. В списке, например, есть изображение белого медведя, предназначенного для нанесения на кондитерские изделия и схожего с дизайном конфет российского производства.

Холдинг также обладает правами на дизайн для кондитерских изделий с картинкой «девушки в народном костюме», как указано в реестре торговых знаков Евросоюза. В изображении на упаковке легко угадывается главная героиня детской сказки про Красную Шапочку.

В разное время Steinhauer зарегистрировала и классические дизайны для сгущенного молока. «Синие линии или полоски, образующие угол», прописанные в реестре, повторяют этикетку классической советской банки сгущенного молока, которую до сих пор можно встретить в любом российском супермаркете. Компания сертифицировала первый подобный дизайн еще в 1998 году. В разные годы она добавляла в реестр разные варианты изображений, например, в более светлых голубых тонах или в черно-белом варианте. Некоторые дизайны прописаны в общеевропейском реестре, другие охраняются только на территории отдельных государств-членов союза, например, в Германии или Латвии.

Суд из-за сгущенки

Юридический адрес Steinhauer совпадает с адресом компании Monolith Group, которая занимается производством и оптовыми поставками товаров, традиционных для России и стран СНГ. У Monolith более более 3 тыс. клиентов по всей Европе, больше десяти филиалов по всему ЕС, сообщает официальный сайт фирмы.

Компания обслуживает так называемые «русские» магазины — торговые площади, которые есть практически в каждом крупном европейском городе, где живут иммигранты из РФ и СНГ. В таких местах всегда можно купить творог, черный хлеб, сгущенное молоко или соленые огурцы, которых не найти в обычных европейских супермаркетах.

Как стало известно Milknews, в этом году Steinhauer подала в суд за нарушение интеллектуальных прав на компанию, реализующую аналогичные товары в Болгарии — Berezka Trading. Сеть «Березка» объединяет 32 магазина в Болгарии и 8 в Румынии. Компания выпустила на местный рынок сгущенное молоко в узнаваемой бело-голубой упаковке, дополнив ее своим логотипом.

Как указано на правовом портале EC, в случае если суд установит, что «Березка» нарушила правила использования торговой марки, сеть получит официальное постановление о запрете на применение в производстве классического дизайна сгущенного молока. Кроме того, компании может грозить штраф в размере уже полученной от реализации товара прибыли.

Как указано в письме адвокатского бюро, защищающего интересы «Березки» (есть в распоряжении Milknews), юристы рассматривают регистрацию классического дизайна сгущенного молока немецкой Steinhauer на территории Евросоюза как попытку монополизировать рынок. В действительности этикетка продукта была разработана советской художницей Ираидой Фоминой еще в 1939 году. «Она широко узнаваема как на территории России, так и в бывших республиках постсоветского пространства, а также в местах с развитой русской общиной, в том числе в Болгарии», — считают адвокаты, которые намерены защищать права компании свободно использовать классический дизайн сгущенного молока.

Как рассказал Milknews директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров, на территории России классическую геометрическую графику для молочного продукта могут наносить на продукт все желающие.

«Дизайн банки сгущенного молока представляет собой не что иное, как товарный знак. Товарный знак подлежит государственной регистрации в Роспатенте, но, что касается традиционного товарного знака — бело-синей банки с узнаваемыми формами, то она является широко распространенной. Ее использование сложилось в ходе многолетней практики производителей этой продукции», — уточняет эксперт.

Зарегистрировать товарный знак с таким дизайном для использования на территории России возможно, объясняет Константин Бобров, однако такая регистрация может быть признана судом злоупотреблением правом по иску конкурента, производящего аналогичную продукцию.

«Соответствующая судебная практика уже сложилась, — говорит эксперт. — Суд по интеллектуальным правам решением от 29 марта 2018 года удовлетворил иск ООО «Карламанский сахар» к ООО «Торговый дом «Карламан» и Роспатенту о признании действий ООО «Торговый дом «Карламан» по регистрации товарного знака актом недобросовестной конкуренции».

Milknews ранее подробно рассказывал, как компания «Карламанский сахар» отстояла права на использование знаменитой бело-голубой этикетки.

«Что касается использования такого дизайна зарубежными компаниями, то судебных споров по такому поводу до настоящего времени не возникало. И сейчас сделать однозначный вывод о том, как подобный спор будет разрешаться, нельзя», — говорит Константин Бобров.

milklife.by/kak-kompaniya-iz-germanii-zakrepila-za-soboj-pravo-ispolzovat-sovetskij-dizajn-sgushhennogo-moloka-v-es/

comments powered by HyperComments