Эксперимент по маркировке готовых молочных продуктов может сорваться. Планам угрожает стремление Минсельхоза обязать ее производителей оформлять электронные ветеринарные сертификаты (ЭВС), о чем уже предупредила власти PepsiCo. Участники рынка опасаются перебоев с поставками из-за ЭВС, а оценить эффективность маркировки без пилотного проекта невозможно.


Президент PepsiCo (бренды «Домик в деревне», «Веселый молочник» и др.) в России, Белоруссии, на Украине, Кавказе и в Центральной Азии Нил Старрок попросил министра экономики Максима Орешкина ускорить начало эксперимента по маркировке готовой молочной продукции. Письмо (копия есть у «Ъ») отправлено на прошлой неделе: его наличие подтвердил источник «Ъ» в PepsiCo. В Минэкономики говорят, что пока не получили письмо.

- Реклама -

Господин Старрок пишет, что пилотный проект по маркировке должен пройти до конца 2019 года. Договоренность была достигнута после исключения молочной продукции из перечня товаров, на которые оформляются ЭВС в системе Россельхознадзора «Меркурий». Но, указывает Нил Старрок, в конце 2018 года Минсельхоз опубликовал проект приказа, по которому готовая молочная продукция все-таки попадет под ЭВС. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев говорил, что включение категории под действие системы начнется в апреле и завершится до конца 2019 года.

Работать в двух системах невозможно, и включение готовой молочной продукции в ЭВС остановит эксперимент по ее маркировке, предупреждает Нил Старрок. При этом распространение ЭВС на категорию нецелесообразно: система не выполняет заявленных функций и несет риски приостановки поставок и ухудшения конкурентоспособности российских производителей. Господин Старрок указывает, что пилотный проект по маркировке и использование ЭВС в других сегментах (мясная и рыбная отрасль) позволит лучше оценить эффективность работы систем. В PepsiCo не дали комментарий.

Оператор системы маркировки товаров — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, «Ростехом», учрежден ООО «Холдинговая Компания ЮэСэМ» Алишера Усманова, и «Элвис-плюс групп» Александра Галицкого). Пилотные проекты охватывают табачную продукцию, обувь и лекарства, к 2024 году к системе должны подключиться все товары. Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов сообщил «Ъ», что центр готов к эксперименту. О пилотном проекте с ЦРПТ договорился Danone («Простоквашино», «Активиа» и др.). Эксперимент начнется при исключении готовой молочной продукции из-под действия «Меркурия», сейчас компания обсуждает использование различных систем, включая ЭВС, уточнила «Ъ» региональный вице-президент по корпоративным отношениям Danone в России и СНГ Марина Балабанова. По ее словам, главная задача — обеспечить непрерывность операций и не допустить серьезной финансовой нагрузки на отрасль, сокращения производства и закупок молока.

Директор департамента по реализации общеотраслевых проектов и программ X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Дмитрий Русаков опасается, что из-за коротких сроков внедрения ЭВС часть поставщиков молочной продукции не успеет перейти на систему. «Меркурий» хорошо работает на уровне «от фермы до цеха», затем стоит использовать маркировку, добавили в Ассоциации компаний розничной торговли. По словам господина Юсупова, маркировка позволяет сетям проследить товар до кассы, а потребителю — проверить продукт через смартфон.

Однако в Россельхознадзоре считают, что маркировка не поможет в борьбе с фальсификатом, а высокая стоимость системы может привести к росту цен. Мелких и средних производителей нововведение просто разорит, считают в службе. Маркировка сегодня — однозначно дешевле «Меркурия», к тому же изучается вопрос ее субсидирования, возражает источник «Ъ» в крупной пищевой компании. По расчетам ЦРПТ, внедрение маркировки может обойтись в 35−900 тыс. руб. в зависимости от масштабов производства. Но собеседник «Ъ» в отрасли оценивает минимальные затраты на систему для крупных заводов в 130−260 млн руб. Подключение подобного предприятия к ЭВС при всех издержках может стоить 1,2 млрд руб., подсчитал он. Представитель PepsiCo включен в состав рабочей группы Минсельхоза по внедрению ЭВС на готовую молочную продукцию, где все вопросы будут проработаны с целью снятия возможных рисков, заверили в министерстве. В Минпромторге сообщили, что проект постановления о проведении эксперимента по маркировке внесен в правительство.

comments powered by HyperComments